Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий"
(подготовлен Минтрудом России 19.02.2020 г.)
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 1 апреля 2020 года должна быть осуществлена индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в Российской Федерации за прошедший 2019 год.
Социальные пенсии в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ. являются пенсиями по государственному пенсионному обеспечению, источником финансирования которых является федеральный бюджет.
Такие пенсии устанавливаются в связи с необходимостью предоставления гражданам, не приобретшим право по каким-либо причинам на страховую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.
Право на установление социальной пенсии имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.
Законодательно предусмотрены следующие виды социальных пенсий:
-социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам 1,2,3 группы, инвалидам с детства, детям-инвалидам);
-социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет, а в случае, если они обучаются по очной форме, то до 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери);
-социальная пенсия по старости (назначается гражданам, из числа малочисленных народов Севера в возрасте 55 и 50 лет, мужчинам и женщинам соответственно, а также гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (с учетом переходных положений), мужчинам и женщинам соответственно, не имеющим право на страховую пенсию).
Исходя из данных о величине ПМП в Российской Федерации за 2019 год (9 002 рубля) и за 2018 год (8 483 рубля) темп роста ПМП в Российской Федерации за 2019 год составил 106,1 процента.
В связи с этим предлагается с 1 апреля 2020 года проиндексировать размеры социальных пенсий на 6,1 процента.
В связи с индексацией с 1 апреля 2020 года социальных пенсий одновременно, исходя из соответствующих размеров социальных пенсий, будут повышены пенсии по государственному пенсионному обеспечению военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава, а также надбавки к пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов, размеры повышений, установленных к пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей, работников летно-испытательного состава.
Индексация с 1 апреля 2020 года позволит повысить уровень пенсионного обеспечения почти 4,0 млн. пенсионеров, из которых около 3,2 млн. человек - получатели социальных пенсий.
Расходы на индексацию с 1 апреля 2020 года на 6,1% размеров пенсий и других социальных выплат, подлежащих повышению в связи с принятием настоящего постановления Правительства Российской Федерации, составят 2,41 млрд. рублей в месяц, или 21,7 млрд. руб. до конца текущего года.
Поскольку бюджетные ассигнования на индексацию с 1 апреля 2020 года социальных пенсий, соответствующих им пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных выплат предусмотрены в Федеральном законе от 2 декабря 2019 г. N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", финансовое обеспечение указанных расходов не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществлено за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджете ПФР на указанные цели.
При этом необходимо отметить, что размер индексации социальных пенсий в 2020 году (6,1 %) существенно выше инфляции за 2019 год (3 %) и размеров в индексации социальной пенсии за прошлые годы (в 2019 году - 2 %, в 2018 году - 2,9 %).
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте постановления Правительства Российской Федерации решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.