Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)"
(подготовлен Минфином России от 21.02.2020)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)" (далее - законопроект) подготовлен в целях включения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) некоторых неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер (утилизационного сбора, обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования, платы за пользование курортной инфраструктурой).
При разработке законопроекта избран подход к трансформации неналоговых платежей в налоги и сборы исходя из действующего порядка их исчисления путем консолидации и адаптации к требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах правовых норм, регулирующих взимание указанных платежей.
Утилизационный сбор вводится в систему налогов и сборов взамен существующего неналогового платежа, взимаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В настоящее время утилизационный сбор регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие - постановлениями Правительства Российской Федерации.
Элементами обложения утилизационным сбором являются:
плательщики утилизационного сбора;
объект обложения утилизационным сбором;
порядок исчисления утилизационного сбора;
ставки утилизационного сбора;
порядок и сроки уплаты утилизационного сбора.
Плательщики утилизационного сбора обязаны представлять в налоговые органы расчеты сбора, а также подлежат контролю, предметом которого является проверка правильности исчисления такого сбора, полнота и своевременность его уплаты.
Включение утилизационного сбора в Кодекс также позволит предоставить дополнительные правовые гарантии хозяйствующим субъектам при изменении элементов указанного платежа.
Плательщиками утилизационного сбора признаются:
организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют производство, изготовление и (или) ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств, а также приобрели на территории Российской Федерации транспортные средства у лиц, не признаваемых плательщиками утилизационного сбора;
физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств, а также приобрели на территории Российской Федерации транспортные средства у лиц, не признаваемых плательщиками утилизационного сбора.
Объектом обложения сбором признаются:
колесные транспортные средства (шасси) и (или) прицепы к ним, самоходные машины и (или) прицепы к ним, ввозимые на территорию Российской Федерации или произведенные, изготовленные в Российской Федерации или приобретенные у лиц, не признаваемых плательщиками утилизационного сбора.
В отношении каждого объекта обложения сбором предусмотрены фиксированные твердые ставки, применяемые с коэффициентами, учитывающими категорию транспортного средства, дату его выпуска, мощность и т.д.
Законопроектом не предлагается установить новые правила взимания утилизационного сбора по сравнению с действующим порядком его исчисления и уплаты.
Законопроектом предусматривается дополнить Кодекс новой главой 256, устанавливающей налог на доходы операторов сети связи общего пользования, который подлежит уплате вместо действующих на основании статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов сети связи общего пользования.
Налоговая база и налоговая ставка такого налога идентичны соответствующим элементам действующих указанных обязательных отчислений, в связи с чем рост налоговой нагрузки на операторов сети связи общего пользования не предполагается.
Законопроектом также предусматривается дополнить Кодекс новой главой 331 "Гостиничный сбор", устанавливающей новый местный сбор.
Предлагаемое изменение обусловлено необходимостью создания дополнительных источников доходов местных бюджетов для финансирования строительства, ремонта и благоустройства природных, исторических, социально-культурных объектов.
Предусматривается, что плательщиками гостиничного сбора станут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц.
Объектом обложения сбором предлагается признать доходы от оказания гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц
На федеральном уровне предлагается установить, что плательщиками гостиничного сбора не признаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения.
Предполагается, что ставка сбора будет устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не сможет превышать 3 процента от базы для исчисления сбора.
Кроме того, законопроектом предусматривается включить в Кодекс в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров), ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им учреждениями.
При включении в Кодекс налога на доходы операторов сети связи общего пользования, утилизационного сбора, гостиничного сбора предлагается установить, что уголовная ответственность за деяния, предусмотренные статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении налогоплательщиков и плательщиков таких налога и сборов не наступает в течение десяти лет со дня вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Кодекс в части указанных налогов и сборов.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации) (далее - федеральный закон) потребуется признание утратившим силу Федерального закона от 29.07.2019 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", а также изменение следующих актов законодательства Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минприроды России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акты, - Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
3. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минкомсвязь России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации) (далее - федеральный закон) потребуется:
1) признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2017 года N 1216 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минкавказ России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
б) постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1293 "Об утверждении Правил представления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, в Правительство Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе и результатах такого эксперимента за прошедший период".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минкавказ России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
2) принятие и изменение следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007
N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
б) постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минэкономразвития России, соисполнители Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
в) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых применяется коэффициент расчета утилизационного сбора К рс".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минпромторг России.
Соисполнители: Минприроды России, Минфин России, ФНС России, ФТС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия федерального закона;
г) приказ Минфина России от 20.06.2018 N 139н "Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России.
Соисполнитель: Минэкономразвития России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
д) приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
е) приказ Минфина России от 28.12.2017 N 257н "О Порядке формирования и представления главными распорядителями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
ж) приказ ФАС России от 05.12.2017 N 1649/17 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФАС России.
Соисполнитель: Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
з) приказ ФНС России "Об утверждении форм расчета утилизационного сбора, порядка их заполнения и представления, а также перечня и форм сведений, представляемых плательщиками сбора, в целях подтверждения правомерности исчисления и уплаты сбора".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФНС России.
Соисполнители: Минпромторг России, Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
и) приказ ФТС России "Об утверждении форм расчета утилизационного сбора, порядка их заполнения и представления, а также перечня и форм сведений, представляемых плательщиками утилизационного сбора, в целях подтверждения правомерности исчисления и уплаты утилизационного сбора".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФТС России.
Соисполнитель: Минпромторг России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
к) постановление Правительства Российской Федерации "О взимании и порядке осуществления контроля таможенными органами за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России.
Соисполнители: ФТС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
л) приказ ФНС России "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы операторов сети связи общего пользования, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы операторов сети связи общего пользования в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
м) приказ ФНС России "Об утверждении формы расчета гостиничного сбора, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета гостиничного сбора в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации) приведет к передаче налоговым органам функций по администрированию новых платежей.
На эти цели проектом федерального бюджета на 2020-2022 годы предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнованиях в размере 420 миллионов рублей, в том числе:
на 2020 год - 300 миллионов рублей;
на 2021 год - 60 миллионов рублей;
на 2022 год - 60 миллионов рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.