Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (подготовлен Минфином России 18.05.2020)

Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Минфином России 18.05.2020 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с пунктом 5 статьи  160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".

 

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации

А.Г. Силуанов

 

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от "___" ______________г. N ____

 

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита"

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при планировании деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в части планирования и проведения аудиторских мероприятий.

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

 

Планирование внутреннего финансового аудита

 

3. Планирование внутреннего финансового аудита включает:

планирование деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

составление плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений, а также подготовка и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;

планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия.

4. В целях планирования деятельности субъекта внутреннего финансового аудита учитываются:

степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;

возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;

необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;

возможность совершенствования субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.

5. В целях составления (ведения) плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:

информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;

информация, поступившая главному администратору (администратору) бюджетных средств и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;

результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента);

объем бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о необходимости проведения аудиторских мероприятий;

результаты проведения аудиторских мероприятий, в том числе реализация субъектами бюджетных процедур меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков.

6. В целях планирования аудиторского мероприятия и формирования программы аудиторского мероприятия учитываются:

а) тема, цели и задачи аудиторского мероприятия;

б) данные предварительного анализа об объектах внутреннего финансового аудита;

в) информация из реестра бюджетных рисков и результаты мониторинга мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

г) располагаемые ресурсы, в том числе трудовые, материальные и другие, необходимые для проведения аудиторского мероприятия.

 

План проведения аудиторских мероприятий

 

7. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляет руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.

Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года.

8. План проведения аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

9. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год может быть доведена до субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.

10. Изменения в план аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям руководителя субъекта внутреннего финансового аудита и утверждаются руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств.

11. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.

В решении руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия.

 

Формирование программы аудиторского мероприятия

 

12. С целью планирования аудиторского мероприятия составляется программа аудиторского мероприятия, которая утверждается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

13. Программа аудиторского мероприятия должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия. В целях составления программы аудиторского мероприятия проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.

14. Программа аудиторского мероприятия содержит:

а) основание аудиторского мероприятия (пункт плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия);

б) сроки проведения аудиторского мероприятия;

в) тему аудиторского мероприятия;

г) цели и задачи аудиторского мероприятия;

д) перечень объектов внутреннего финансового аудита;

е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;

ж) применяемые методы внутреннего финансового аудита;

з) сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице.

15. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его программы руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата утверждения руководителем субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.

16. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.

Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.

17. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.

Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.

18. Аналитические процедуры используют:

а) при планировании аудиторских мероприятий - как метод изучения организации и характера бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторских мероприятий;

б) при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств и подготовки предложений по его организации - как метод изучения выполняемых субъектами бюджетных процедур операций (действий) и их результатов, выявления избыточных операций (действий) при выполнении внутренних бюджетных процедур, изучения соразмерности контрольных действий бюджетным рискам, при изучении ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;

в) при проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора) бюджетных средств, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - как метод изучения взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности на предмет их непротиворечивости и выявления рисков существенного искажения бюджетной отчетности, изучении ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации и ведению бюджетного учета;

г) при проведении аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с мониторингом показателей качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.

19. Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используют:

а) при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств и подготовки предложений по его организации - как метод изучения операций (действий) по выполнению внутренних бюджетных процедур, изучения наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств автоматизации и соблюдения ограничений таких прав, изучения контрольных действий, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;

б) при проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора) бюджетных средств, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - как метод изучения показателей бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, данных регистров бюджетного учета, первичных учетных документов, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;

в) при проведении аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод изучения воздействия прикладных программных средств автоматизации на результаты выполнения бюджетных процедур, на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, при изучении результатов исполнения решений субъектов бюджетных процедур, направленных на повышение качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;

г) при проведении мониторинга выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.

20. Пересчет как метод внутреннего финансового аудита используют для проверки правильности формирования числовых показателей в документах, формируемых субъектами бюджетных процедур.

Если при формировании документов, содержащих числовые показатели, используют автоматизированные системы, то для проверки правильности формирования числовых показателей вместо пересчета может использоваться проверка используемых при их формировании формул (алгоритмов).

21. Запрос с целью получения информации (данных, документов), необходимой для проведения аудиторского мероприятия, а также подтверждения информации, должен быть связан с темой (объектами и целью) аудиторского мероприятия и содержать сроки, форму и адресата ответа.

22. Наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур как метод внутреннего финансового аудита используют с целью изучения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, процедур внутреннего финансового контроля (контрольных действий).

Наблюдение не должно создавать препятствий для выполнения операций (действий) субъектами бюджетных процедур. Наблюдаемые операции (действия) должны производиться субъектами внутренних бюджетных процедур в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей и не должны осуществляться исключительно с целью их проверки членами аудиторской группы.

23. Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также подготовки предложений по его организации.

24. В случае формирования аудиторской группы численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита.

25. Исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению может быть привлечено должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперт.

26. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур, так и помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита. Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для осуществления отдельных пунктов программы аудиторского мероприятия осуществляет руководитель аудиторской группы при составлении программы.

27. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков, а также подготовить и представить на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.

28. Утвержденная программа аудиторского мероприятия (изменения в программу аудиторского мероприятия) могут быть представлены для ознакомления субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.

 

Проведение аудиторских мероприятий

 

29. Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, полученную при выполнении аудиторских процедур в отношении объектов внутреннего финансового аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия.

Аудиторские доказательства могут также включать информацию, полученную при оценке бюджетных рисков, проведении предыдущих аудиторских мероприятий, а также мониторинга выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий в отношении тех же бюджетных процедур, которые являются объектами текущего аудиторского мероприятия, если после даты окончания предыдущих аудиторских мероприятий (мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий) не произошли какие-либо изменения, влияющие на уместность такой информации для целей текущего аудиторского мероприятия.

30. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.

31. Достаточность является мерой количества аудиторских доказательств, необходимых для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия. При оценке достаточности аудиторских доказательств следует учитывать, что большой объем аудиторских доказательств не компенсирует их нерелевантность и ненадежность.

32. Уместность является мерой качества аудиторских доказательств. Уместность аудиторских доказательств характеризуется их релевантностью и надежностью.

Аудиторские доказательства являются релевантными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов и достижения целей аудиторского мероприятия.

Надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника. Надежные аудиторские доказательства должны быть получены с применением прозрачных и воспроизводимых методов, т. е. должны показывать те же результаты при повторном тестировании.

33. При оценке уместности аудиторских доказательств учитывают следующее:

документированные аудиторские доказательства более надежны, чем устные, но надежность документированных аудиторских доказательств может быть разной в зависимости от источника и цели документа;

письменные свидетельства более надежны, чем устные разъяснения;

аудиторские доказательства, полученные из нескольких источников, более надежны, чем полученные из одного источника;

аудиторские доказательства, полученные от незаинтересованных третьих сторон, более надежны, чем полученные от субъектов бюджетных процедур;

аудиторские доказательства, полученные от субъектов бюджетных процедур, более надежны в условиях эффективного внутреннего контроля, включая контроль за подготовкой документов и данных, информации, рассматриваемых в качестве аудиторских доказательств;

аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), более надежны, чем полученные косвенным путем (например, путем запроса);

оригиналы документов более надежны, чем их копии, включая трансформацию в электронную форму, надежность которых зависит от контроля за их подготовкой.

34. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.

35. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.

36. Сплошной способ изучения целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации, или другие способы изучения объектов внутреннего финансового аудита не обеспечат получение достаточных и уместных аудиторских доказательств. Сплошной способ применяется также в случаях, когда сплошная проверка более эффективна, чем остальные способы с точки зрения трудозатрат (например, при использовании программного обеспечения для изучения внутреннего финансового аудита).

37. Отбор конкретных операций (действий), документов, данных, информации для изучения (отбор ключевых элементов) производится на основе понимания аудитором изучаемых объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия, оценки бюджетных рисков.

Отбор ключевых элементов производится в случаях, когда изучения этих элементов достаточно для достижения целей аудиторского мероприятия в отношении изучаемых объектов внутреннего финансового аудита.

Выводы аудитора, сделанные на основе изучения ключевых элементов, относятся только к этим элементам и не могут быть распространены на всю совокупность изучаемых операций (действий), документов, данных, информации.

38. Аудиторская выборка предназначена для того, чтобы на основании изучения менее, чем 100% элементов общего набора операций (действий), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.

39. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая выборка.

Статистическая выборка - это метод формирования выборки, при котором:

а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;

б) для оценки результатов выборки используется теория вероятности.

Выборка, не соответствующая характеристикам, перечисленным в настоящем пункте, является нестатистической выборкой.

40. Способы осуществления выборки (качественная выборка, количественная выборка, статистическая выборка, нестатистическая выборка) могут быть установлены ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

41. Применяемый для изучения объектов внутреннего финансового аудита способ выборки должен обеспечить получение аудиторских доказательств, достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия.

42. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.

43. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то должно быть обеспечено проведение дополнительных аудиторских процедур для сбора достаточных и уместных аудиторских доказательств и, при необходимости, могут быть внесены изменения в программу аудиторского мероприятия, включая продление сроков аудиторского мероприятия.

44. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия должен регулярно оценивать степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.

 

Документирование аудиторских мероприятий

 

45. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.

46. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:

а) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого мероприятия;

б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций, формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия;

47. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены руководителем аудиторской группы (за исключением случаев, когда аудиторское мероприятие проводит уполномоченное должностное лицо). При проверке рабочих документов руководитель аудиторской группы должен убедиться в том, что соответствующий пункт программы аудиторского мероприятия выполнен и получены достаточные и уместные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия.

48. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.

49. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.

50. Доступ должностных лиц, работников субъекта внутреннего финансового аудита, а также других должностных лиц, работников главного администратора (администратора) бюджетных средств к рабочим документам внутреннего финансового аудита осуществляется в порядке, установленном ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Приложение N 1
к федеральному стандарту внутреннего финансового
аудита "Планирование и проведение внутреннего
финансового аудита", утвержденному приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от "___" _______________г. N ____

 

Оценка бюджетных рисков

 

1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска:

а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;

б) описание бюджетного риска;

в) наименование владельца бюджетного риска;

г) оценка вероятности бюджетного риска;

д) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;

е) оценка степени влияния бюджетного риска;

ж) описание последствий бюджетного риска;

з) описание причин бюджетного риска;

и) меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска.

Информация, указанная в подпункте "и" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.

2. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому бюджетному риску.

3. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.

4. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:

а) оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств;

б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;

в) контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.

6. При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:

а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

б) искажения бюджетной отчетности;

в) потенциальный ущерб публично правовому образованию;

г) отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;

д) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;

е) потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств.

7. Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.

8. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.

 

Приложение N 2
к федеральному стандарту внутреннего финансового
аудита "Планирование и проведение внутреннего
финансового аудита", утвержденному приказом
Министерства финансов Российской Федерации
от "___" _______________г. N ____

 

Привлечение экспертов к проведению аудиторских мероприятий

 

1. Экспертом, привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия.

2. Эксперты привлекаются в случаях, когда для достижения целей и задач аудиторского мероприятия (исходя из его темы, а также перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия) необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

3. Привлекаемый к проведению аудиторского мероприятия эксперт должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев, свидетельствующих о наличии у него специальных знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, в частности:

наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, в том числе в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета, аудита, экономики, государственных (муниципальных) финансов, информационных технологий, юриспруденции и иных вопросов;

наличие образования и профессиональной подготовки, необходимых для исследования вопросов при проведении аудиторского мероприятия;

наличие сертификатов, лицензий и (или) других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении аудиторского мероприятия;

членство в профессиональных объединениях, саморегулируемых организациях в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении аудиторского мероприятия, а также соблюдение этим лицом стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.

4. В качестве эксперта может быть привлечено лицо:

не состоящее в настоящее время и не состоявшее в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, которым привлекается данное лицо;

не являющееся должностным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Привлечение экспертов осуществляется посредством:

выполнения экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора;

включения экспертов в состав аудиторской группы для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных оценок в рамках проведения аудиторского мероприятия.

6. Результаты работы эксперта, привлеченного к проведению аудиторского мероприятия, используются при подготовке субъектом внутреннего финансового аудита заключения, включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут отражаться в заключении.

7. Результаты работы эксперта представляются в формах, установленных в соответствующем государственном (муниципальном) контракте или договоре, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг) и подлежат рассмотрению с точки зрения достоверности информации, на которой основывается его оценка (заключение), а также в отношении обоснованности содержащихся в нем выводов, предложений или рекомендаций.

Использование результатов работы экспертов не освобождает должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита от ответственности за выводы, сформированные ими по результатам проведения аудиторского мероприятия и отраженные в заключении.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.