Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 08.06.2021 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2015, N 1, ст. 11; 2015, N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 24; 2018, N 1, ст. 87; 2019, N 30, ст. 4127; 2019, N 52, ст. 7768) следующие изменения:
1) в статье 5:
а) абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:
"установление порядка декларирования производителями товаров, импортерами товаров количества товаров, упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации или выпущенных для внутреннего потребления, а также формы декларации о количестве товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, произведенных на территории Российской Федерации или выпущенных для внутреннего потребления;";
б) абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"установление методики расчета ставок сбора для товаров, упаковки товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор);
в) дополнить абзацем двадцать четвертым следующего содержания:
"установление базовых ставок экологического сбора;";
г) абзац двадцать четвертый считать абзацем двадцать пятым;
д) абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"установление порядка расходования средств, поступивших в фонд расширенной ответственности производителей экологического сбора;";
г) в абзаце двадцать девятом слово "модернизации" заменить словом "развития";
д) дополнить абзацами тридцатым - тридцать четвертым следующего содержания:
установление перечня видов отходов, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность производителей товаров, импортеров товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, а также перечня товаров (продукции), которые могут быть произведены в результате утилизации указанных видов отходов;
установление требований по приобретению товаров, в том числе упаковки, произведенных с применением вторичного сырья, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, обязанности закупки определенного объема товаров, произведенных с использованием вторичных материальных ресурсов, требований к экологическим характеристикам при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг;
установление порядка и формы представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации;
установление порядка использования средств экологического сбора в целях снижения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Российской Федерации;
установление требований к российским кредитным организациям, в которых могут быть открыты специальные банковские счета для размещения средств экологического сбора;";
ж) абзацы тридцатый - шестьдесят четвёртый считать абзацами тридцать пятым - семидесятым;
2) статьи 24.2 - 24.5 изложить в следующей редакции:
"Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, в том числе товаров в упаковке, на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров, в том числе товаров в упаковке, из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, в том числе товаров в упаковке, в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
2. Нормативы утилизации, для товаров, включенных в Перечень, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества товаров, в том числе товаров в упаковке, произведенных на территории Российской Федерации или выпущенных для внутреннего потребления, и ежегодно увеличиваются не менее чем на десять процентов по сравнению с размером, установленным в предшествующем году, до достижения ста процентов.
Нормативы утилизации для упаковки товаров устанавливаются равными ста процентам.
3. Обязанность обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, в том числе товаров упаковке, возникает у производителей товаров, со дня их постановки на бухгалтерский учет.
4. Обязанность обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, в том числе товаров в упаковке, возникает у импортеров товаров, со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления.
5. Обязанность обеспечения утилизации отходов, образовавшихся после утраты упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
6. Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.
8. Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров, и включенным в реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров.
Производители товаров, импортеры товаров вправе создавать ассоциации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, устанавливает перечень видов отходов, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, а также перечень товаров (продукции), которые могут быть произведены в результате утилизации указанных видов отходов.
Не допускается исполнение обязанности по выполнению утилизации отходов, образовавшихся после утраты упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, входящей в Перечень, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, за счет других видов отходов.
10. Производители товаров, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
11. Обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.
12. Обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной:
со дня подтверждения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров полноты и правильности заполнения отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, а также достоверности сведений, указанных в ней;
со дня уплаты экологического сбора.
13. Обеспечение самостоятельной утилизации подтверждается:
договорами, предусмотренными пунктом 8 настоящей статьи, - в случае, если выполнение утилизации обеспечивается путем заключения договоров с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров, и включенным в реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров;
актами утилизации отходов от использования товаров, по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
14. Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 13 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
15. Порядок и форма представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, порядок декларирования количества, товаров, в том числе товаров в упаковке, произведенных на территории Российской Федерации или выпущенных для внутреннего потребления, перечень которых предусматривается пунктом 6 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
16. Отчетным периодом по предоставлению отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров является первое и второе полугодие календарного года. Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров представляется производителями товаров, импортерами товаров в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров за первое полугодие до 1 октября, за второе полугодие до 1 апреля, следующих за отчетным периодом, в котором должна быть обеспечена утилизация отходов от использования товаров
17. При перевыполнении производителем товаров, импортером товаров в предыдущем отчетном периоде нормативов утилизации такие нормативы в текущем отчетном периоде уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации отходов от использования товаров.
18. Контроль обеспечения самостоятельной утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, в том числе проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном пунктом 15 настоящей статьи.
Анализ представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, включая анализ сведений, содержащихся в такой отчетности с целью выявления несоответствия информации, размещенной в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, осуществляется российским экологическим оператором.
19. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия передает в государственную информационную систему учета отходов от использования товаров информацию о включенных в перечень, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи:
товарах и упаковке товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, которые выпущены таможенными органами Российской Федерации для внутреннего потребления, а также о лицах, указанных при ввозе таких товаров и их упаковки в декларации на товары в качестве лиц, ответственных за финансовое урегулирование;
товарах, ввезенных в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также о лицах, указанных при ввозе таких товаров в статистических формах перемещения товаров в качестве лиц, ответственных за финансовое урегулирование.
20. Не допускается реализация на территории Российской Федерации товаров, сведения о которых не внесены в государственную информационную систему учета отходов от использования товаров.
21. Требования по приобретению товаров, в том числе упаковки, произведенных с применением вторичного сырья, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, обязанности закупки определенного объема товаров, произведенных с использованием вторичных материальных ресурсов, требований к экологическим характеристикам при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
1. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об обеспечении утилизации отходов от использования товаров и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее также - система).
2. Система предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров, обеспечения доступа к указанной информации и обеспечивает возможность:
сбора, хранения, обработки и анализа информации;
ведения реестров, предусмотренных настоящей статьей;
доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме;
проведения расчета подлежащей уплате сумме экологического сбора;
осуществления уплаты экологического сбора;
взаимодействия с иными информационными системами посредством использования единых форматов данных;
осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе;
осуществления анализа информации, представляемой субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации) и пользователями информации;
взаимодействия оператора системы, поставщиков и пользователей информации;
развития системы.
3. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок создания, эксплуатации и развития системы, включающий в том числе:
функциональные требования к системе;
состав информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, порядок, способы, сроки и периодичность ее размещения поставщиками информации;
формы и форматы электронных документов, размещаемых в системе, а также состав информации, размещаемой в системе в соответствии с такими формами;
порядок хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в системе;
порядок ведения соответствующих реестров в системе;
порядок предоставления доступа к системе и к информации, размещенной в системе, а также сроки регистрации в системе поставщиков информации и пользователей информации;
требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования системой, в том числе требования к ее архитектуре;
порядок взаимодействия системы с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, порядок взаимодействия иных информационных систем с системой, а также единые форматы для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой;
адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
4. Оператором системы является российский экологический оператор, осуществляющий правомочия обладателя информационного ресурса системы и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием и развитием системы, в том числе на программные средства системы, от имени Российской Федерации. В целях эксплуатации системы и (или) ее подсистем российский экологический оператор может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации создаваемые им юридические лица.
5. Система должна содержать, в том числе, следующие реестры:
реестр производителей товаров, импортеров товаров;
реестр товаров, упаковки товаров;
реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров;
реестр недобросовестных лиц, осуществляющих обращение с отходами от использования товаров.
6. Поставщиками информации являются российский экологический оператор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.
7. Пользователями информации, содержащейся в системе, являются российский экологический оператор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.
8. Информационное взаимодействие между российским экологическим оператором и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
9. Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.
10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в системе.
11. Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией, модернизацией системы, финансируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
1. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров эксплуатируется на основе официальной статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав данной информации, формы, сроки и порядок ее предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
2. Информация для включения в систему предоставляется поставщиком информации безвозмездно посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа с использованием программных средств системы.
3. В случае, если информация, которая должна размещаться в системе, содержится в иных государственных или муниципальных информационных системах и включается в иные государственные или муниципальные информационные системы в обязательном порядке, такая информация подлежит размещению в системе в автоматизированном режиме из иных государственных или муниципальных информационных систем.
4. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Статья 24.5. Экологический сбор
1. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в Фонд расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, который создается в соответствии со статьей 24.5.1 настоящего федерального закона.
2. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров до 1 апреля и 1 октября, следующих за отчетным полугодием. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
3. Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, в том числе товаров в упаковке, которые вывозятся из Российской Федерации.
В случае, если товары, в том числе товары в упаковке, были вывезены из Российской Федерации за пределами отчетного периода, за который был уплачен экологический сбор, сумма уплаченного производителем товаров, импортером товаров экологического сбора уменьшается в следующем отчетном периоде пропорционально количеству вывезенных товаров, упаковки товаров.
4. Ставка экологического сбора определяется путем умножения базовой ставки экологического сбора и коэффициента, учитывающего экологические характеристики товара, упаковки товара. Базовая ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.
Ставки экологического сбора определяются на основании методики расчёта ставок экологического сбора, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Базовые ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, произведенных на территории Российской Федерации или выпущенных для внутреннего потребления, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
В случае недостижения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации, экологический сбор также умножаемся на коэффициент, равный двойной разнице между нормативом утилизации и достигнутым объемом утилизации отходов.
6. В случае, если товар, упаковка товара, подлежащие утилизации, произведены из вторичного сырья, экологический сбор также умножается на понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве таких товаров, упаковки товара.
7. Особенности расчета экологического сбора для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.";
3) дополнить статьей 24.5.1 следующего содержания:
"Статья 24.5.1. Фонд расширенной ответственности производителей и импортеров товаров
1. Фонд расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (далее - Фонд) является целевым фондом, который создается за счет средств экологического сбора. Фонд создается и управляется российским экологическим оператором.
2. Средства экологического сбора, уплаченные производителями товаров, импортерами товаров, учитываются на счетах, которые могут быть открыты в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
3. Средства в объеме поступившего в Фонд экологического сбора направляются на организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров.
Расходование средств поступившего в Фонд экологического сбора осуществляется российским экологическим оператором в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Средства экологического сбора также используются в целях снижения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Средства экологического сбора могут быть предоставлены лицам, осуществляющим сбор, обработку, транспортирование и утилизацию отходов от использования товаров, информация о которых включена в реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров, в целях компенсации затрат на осуществление указанной деятельности.
Не допускается предоставление средств экологического сбора лицам, включенным в реестр недобросовестных лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров.
5. Средства Фонда подлежат обособленному учету.
6. На денежные средства, поступившие в Фонд за счет уплаты экологического сбора, не может быть обращено взыскание по обязательствам российского экологического оператора.".
Статья 2
Статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Не допускается реализация на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, информация о которых не внесена в реестр товаров и упаковки в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
2. Пункт 20 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) и статья 2 настоящего закона вступают в силу с 1 января 2024 года.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.