Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)"
(подготовлен Минтрудом России 17.01.2022 г.)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Министр |
А.О. Котяков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от "___" ______N____
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Развитие участников профессиональной деятельности методами группового обучения (формирование знаний, отработка умений и навыков, передача техник и технологий осуществления профессиональной деятельности, развитие компетенций - осуществление просветительской деятельности) |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Изменение организационного поведения и/или способа действий участников бизнес-обучения (бизнес-тренинга) в профессиональной деятельности для реализации конкретной цели и задач заказчика |
Группа занятий:
1439 |
Руководители иных сфер обслуживания, не входящие в другие группы |
2424 |
Специалисты в области подготовки и развития персонала |
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.3 |
Обучение профессиональное |
70.22 |
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления |
82.99 |
Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки |
96.09 |
Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Проведение бизнес-обучения |
6 |
Подготовка к бизнес-обучению |
А/01.6 |
6 |
Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения |
А/02.6 |
6 |
|||
Проведение бизнес-обучения по формированию новых знаний и умений и отработке профессиональных навыков |
А/03.6 |
6 |
|||
Оценка эффективности бизнес-обучения |
А/04.6 |
6 |
|||
В |
Методическое обеспечение бизнес-обучения |
6 |
Разработка методических материалов для бизнес-обучения |
В/01.6 |
6 |
Разработка методических материалов для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения |
В/02.6 |
6 |
|||
Разработка методических материалов для оценки эффективности бизнес-обучения |
В/03.6 |
6 |
|||
С |
Управление бизнес-обучением |
7 |
Управление процессом бизнес-обучения |
С/01.7 |
7 |
Руководство организацией (структурным подразделением), осуществляющей предоставление услуг в сфере бизнес-обучения |
С/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Проведение бизнес-обучения |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Ассистент бизнес-тренера Специалист по бизнес-обучению Бизнес-тренер |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование по бизнес-обучению (включая методики группового обучения, тренинги) Рекомендуется один раз в два года повышение квалификации в сфере бизнес-обучения |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2424 |
Специалисты в области подготовки и развития персонала |
ЕКС*(3) |
- |
- |
ОКПДТР*(4) |
- |
- |
ОКСО*(5) |
- |
- |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Подготовка к бизнес-обучению |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение анализа требований организации или физического лица (заказчиков) на проведение бизнес-обучения |
Определение темы, задач, содержания и целей проведения бизнес-обучения | |
Планирование материально-технического обеспечения процесса бизнес-обучения | |
Планирование учебно-методического и визуального обеспечения проведения бизнес-обучения | |
Составление программы бизнес-обучения | |
Подбор информации для проведения бизнес-обучения | |
Подбор инструментов и методов обучения, практических заданий для проведения бизнес-обучения | |
Подбор учебно-методических материалов, в том числе с применением специализированных программных продуктов для проведения бизнес-обучения | |
Необходимые умения |
Прогнозировать результат бизнес-обучения в соответствии с требованиями заказчика |
Планировать организационные, материально-технические и методические ресурсы для проведения бизнес-обучения | |
Разрабатывать/составлять программу бизнес-обучения | |
Определять и применять инструменты, задания и методы обучения для проведения бизнес-обучения | |
Определять способы и варианты визуальной демонстрации информации в процессе проведения бизнес-обучения, в том числе с использованием специализированных программных продуктов | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-обучения |
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну | |
Основные методические и научные подходы к подготовке и проведению бизнес-обучения | |
Основные виды и формы бизнес-обучения | |
Основные технологические схемы бизнес-обучения (бизнес-тренинга) | |
Источники формирования компетенций | |
Принципы возрастной психологии (андрагогика) | |
Техники управления групповой динамикой | |
Техники коммуникации | |
Специализированные программные продукты для проведения бизнес-обучения | |
Этика делового общения | |
Специализированные программные продукты и информационные ресурсы для поиска и систематизации данных и информации | |
Методы и инструменты визуализации информации | |
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение методики, инструментов и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения в рамках заданной темы |
|||||
Проведение оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | ||||||
Анализ результатов оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | ||||||
Определение ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлено бизнес-обучение | ||||||
Формирование отчета по итогам оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения для уточнения программы бизнес-обучения | ||||||
Консультирование специалиста более низкой квалификации (наставничество) при проведении оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения, координация его деятельности | ||||||
Необходимые умения |
Подбирать методы, применять инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков, полученных участниками в результате бизнес-обучения |
|||||
Исследовать уровень профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | ||||||
Определять ключевые показатели (компетенции), на изменение которых направлено бизнес-обучение | ||||||
Составлять отчет по результатам анализа оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | ||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
|||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации и локальные нормативные акты, регулирующие порядок работы с информацией и документацией, содержащий сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну также обработки персональных данных | ||||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров | ||||||
Методики, инструменты и формы диагностики уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | ||||||
Основы (источники) формирования компетенций | ||||||
Принципы возрастной психологии (андрагогика) | ||||||
Специализированные программные продукты и информационные ресурсы для проведения диагностики и оценки профессиональных знаний, умений и навыков | ||||||
Методы анализа больших данных при проведении оценки профессиональных знаний, умений и навыков | ||||||
Этика делового общения | ||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение бизнес-обучения по формированию новых знаний и умений и отработке профессиональных навыков |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация предоставления помещения для проведения бизнес-обучения |
Определение темы, содержания бизнес-обучения, прогноза результатов его проведения | |
Организация подготовки технических средств, необходимых для проведения бизнес-обучения | |
Обеспечение участников бизнес-обучения необходимыми учебно-методическими материалами | |
Применение технических средств, программных продуктов, необходимых для проведения бизнес-обучения | |
Использование инструментов и методов бизнес-обучения, практических заданий, упражнений, при проведении бизнес-обучения | |
Управление процессом бизнес-обучения в соответствии с согласованной с заказчиком программой и взаимодействия участников бизнес-обучения | |
Проведение комплекса мероприятий по закреплению новых знаний и умений участников, полученных в процессе проведения бизнес-обучения | |
Консультирование специалиста более низкой квалификации (наставничество) при подготовке, организации и проведении бизнес-обучения, координация его деятельности (включая анализ эффективности проведенного бизнес-обучения) | |
Необходимые умения |
Составлять (подбирать) учебно-методические материалы, используемые при проведении бизнес-обучения |
Управлять процессом бизнес-обучения в соответствии с программой бизнес-обучения | |
Применять инструменты и методы бизнес-обучения, практические задания, ситуационные модели и упражнения для эффективного усвоения материала | |
Применять инструменты визуальной демонстрации информации в процессе бизнес-обучения, в том числе с использованием специализированных программных продуктов | |
Управлять проблемными ситуациями и процессом взаимодействия с участниками бизнес-обучения | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, содержащими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |
Санитарно-эпидемиологические требования, к пространству (помещению) для проведения бизнес-обучения | |
Виды технических средств для проведения бизнес-обучения и правила их безопасной эксплуатации | |
Виды и формы учебно-методического материала для проведения бизнес-обучения | |
Основные методические и научные подходы к проведению бизнес-обучения | |
Техники и приемы ораторского мастерства | |
Техники управления групповой динамикой | |
Техники коммуникации | |
Модели обучения взрослых | |
Модели обратной связи | |
Основные технологические схемы бизнес-обучения | |
Принципы и приемы публичной презентации | |
Виды, способы и формы мероприятий по закреплению новых знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |
Этика делового общения | |
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Оценка эффективности бизнес-обучения |
Код |
A/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение цели оценки эффективности бизнес-обучения |
Определение модели, способов, методов и инструментов оценки эффективности бизнес-обучения | |
Проведение сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-обучения | |
Подбор инструментов оценки, а также анализ и оценка вовлеченности участников бизнес-обучения и их готовности применять полученные знания, умения и навыки на практике | |
Анализ результатов проведенного бизнес-обучения в соответствии с показателями (цифровыми показателями), установленными международным профессиональным сообществом бизнес-тренеров | |
Консультирование специалиста более низкой квалификации (наставничество) при анализе эффективности проведенного бизнес-обучения | |
Анализ соответствия результатов бизнес-обучения требованиям заказчика | |
Составление отчетности для заказчика, содержащей результаты эффективности бизнес-обучения, включая рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков | |
Необходимые умения |
Определять модель, выбирать способы, методы и применять инструменты оценки эффективности проведенного бизнес-обучения |
Применять способы, методы и инструменты сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-обучения | |
Применять инструменты для оценки вовлеченности участниками бизнес-обучения и готовности ими применять на практике полученные знания, умения и навыки | |
Разрабатывать критерии оценки эффективности бизнес-обучения | |
Анализировать и оценивать соответствие результатов проведенного бизнес-обучения требованиям и установленным критериям заказчика | |
Формировать рекомендации по совершенствованию участниками бизнес-обучения знаний, умений и навыков | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |
Модели, способы и инструменты оценки эффективности бизнес-обучения | |
Инструменты оценки вовлеченности и готовности применять на практике полученные в процессе бизнес-обучения знания, умения и навыки | |
Методы анализа больших данных для оценки эффективности бизнес-обучения | |
Методы оценки и измерения показателей эффективности бизнес-обучения, установленных международным профессиональным сообществом бизнес-тренеров | |
Техники коммуникации | |
Этика делового общения | |
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Методическое обеспечение бизнес-обучения |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Методист бизнес-тренер Специалист по разработке материалов для бизнес-обучения (бизнес-тренинга) Специалист по разработке материалов для бизнес-тренинга |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по бизнес-обучению (включая методики группового обучения, тренинги) |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в сфере организации и (или) проведения бизнес-обучения |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется один раз в два года повышение квалификации в сфере бизнес-обучения |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2424 |
Специалисты в области подготовки и развития персонала |
ЕКС |
- |
- |
ОКПДТР |
24080 |
Методист |
24089 |
Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки |
|
ОКСО |
- |
- |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методических материалов для бизнес-обучения |
Код |
В/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка локальных нормативных актов, регулирующих условия и порядок проведения бизнес-обучения, их актуализация |
|||||
Исследование запросов заказчиков и рынка услуг по проведению бизнес-обучения | ||||||
Разработка программ бизнес-обучения и учебно-методических материалов | ||||||
Создание и ведение информационных баз данных учебно-методических материалов для бизнес-обучения | ||||||
Разработка, практических заданий, упражнений и ситуационных моделей, применяемых в процессе бизнес-обучения | ||||||
Формирование методических рекомендаций для бизнес-тренера по организации и проведению бизнес-обучения | ||||||
Консультирование специалиста более низкой квалификации (наставничество) при формировании программ бизнес-обучения и учебно-методических материалов | ||||||
Необходимые умения |
Анализировать запросы (пожелания, требования) заказчиков на проведение бизнес-обучения |
|||||
Разрабатывать программы для проведения бизнес-обучения | ||||||
Разрабатывать практические задания, упражнения и ситуационные модели, учебно-методические материалы для использования участниками в процессе бизнес-обучения | ||||||
Разрабатывать методические рекомендаций для бизнес-тренера по проведению бизнес-обучения | ||||||
Составлять проекты локальных нормативных актов, организационно-методических документов по условиям и порядку проведения бизнес-обучения | ||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
|||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | ||||||
Методология разработки программ, сценариев и учебно-методических материалов для бизнес-обучения | ||||||
Технологии и модели бизнес-обучения | ||||||
Источники разработки компетенций | ||||||
Принципы возрастной психологии (андрагогика) | ||||||
Методология разработки практических заданий, упражнений и ситуационных моделей для бизнес-обучения | ||||||
Техники коммуникации | ||||||
Этика делового общения | ||||||
Технологии визуализации информации | ||||||
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методических материалов для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Разработка инструментов, в том числе тестов, опросников, игр и активностей, для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения |
||||||
Подбор (разработка) метода, методики для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |||||||
Разработка системы оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |||||||
Разработка материалов и документов по применению методов и инструментов оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |||||||
Необходимые умения |
Разрабатывать инструменты для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения |
||||||
Определять методы оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |||||||
Разрабатывать учебно-методические материалы | |||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
||||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |||||||
Виды, методы, способы и инструменты оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |||||||
Методология разработки систем оценки (критериев оценки) уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-обучения | |||||||
Принципы возрастной психологии (андрагогика) | |||||||
Этика делового общения | |||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методических материалов для оценки эффективности бизнес-обучения |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||
Трудовые действия |
Подбор (разработка) методов для определения ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлено бизнес-обучение |
||||||
Подбор (разработка) модели оценки эффективности проведенного бизнес-обучения | |||||||
Определение методов и способов оценки эффективности проведенного бизнес-обучения | |||||||
Выбор и (или) разработка инструментов для оценки освоения участниками новых знаний и умений (компетенций), и их готовности применять на практике новые знания и умения, полученные в процессе бизнес-обучения | |||||||
Разработка и формирование учебно-методических материалов для проведения оценки эффективности бизнес-обучения, включая изменения организационного поведения участников после проведенного бизнес-обучения | |||||||
Необходимые умения |
Разрабатывать (определять) методы определения ключевых показателей, на изменение которых было направлено бизнес-обучение |
||||||
Разрабатывать модель оценки эффективности бизнес-обучения | |||||||
Разрабатывать инструменты оценки усвоения полученных участниками знаний и умений в процессе бизнес-обучения и готовности применять их в практической деятельности | |||||||
Разрабатывать учебно-методические материалы | |||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
||||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну обработки персональных данных | |||||||
Модели оценки эффективности бизнес-обучения | |||||||
Методы и способы оценки эффективности бизнес-обучения | |||||||
Методология разработки инструментов оценки эффективности бизнес-обучения | |||||||
Этика делового общения | |||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление бизнес-обучением |
Код |
C |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Возможные наименования должностей, профессий |
Руководитель учебного центра организации Руководитель тренингового центра Заместитель генерального директора Генеральный директор |
|||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование по направлениям: менеджмент, или экономика, или управление персоналом, или управление проектами, или бизнес-обучение |
|||||
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет работы в сфере менеджмента, управления персоналом, управления проектами, бизнес-обучения |
|||||
Особые условия допуска к работе |
- |
|||||
Другие характеристики |
Рекомендуется один раз в два года повышение квалификации в сфере бизнес-обучения |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1120 |
Руководитель учреждений, организаций и предприятий |
ЕКС |
- |
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия |
ОКПДТР |
21422 |
Директор (начальник) курсов |
20561 |
Генеральный директор программ |
|
20745 |
Главный директор программ |
|
21580 |
Директор учебного пункта |
|
21581 |
Директор (начальник) учебного (учебно-тренировочного) центра |
|
ОКСО |
- |
- |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Управление процессом бизнес-обучения |
Код |
C/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Подготовка предложений по бизнес-обучению в соответствии с требованиями заказчика |
||||||
Обеспечение процесса проведения бизнес-обучения методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами | |||||||
Привлечение специалистов соответствующего профиля деятельности для проведения бизнес-обучения | |||||||
Решение текущих задач (подготовка документации, заключение договоров, согласование условий, контроль) при организации и проведении бизнес-обучения | |||||||
Контроль за обеспечением методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также за процессом бизнес-обучения | |||||||
Контроль за соблюдением методов бизнес-обучения | |||||||
Предоставление отчетности по результатам проведенного бизнес-обучения | |||||||
Необходимые умения |
Организовывать процесс бизнес-обучения |
||||||
Контролировать материально-техническое и финансовое обеспечение бизнес-обучения | |||||||
Контролировать методы бизнес-обучения | |||||||
Осуществлять контроль за проведением бизнес-обучения | |||||||
Составлять отчетность о результатах проведенного бизнес-обучения | |||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части регулирования бизнес-обучения |
||||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |||||||
Основы гражданского законодательства Российской Федерации | |||||||
Технологии управления бизнес-обучением | |||||||
Методы управления проектами | |||||||
Основы финансового планирования | |||||||
Основы возрастной психологии (андрагогика) | |||||||
Модели бизнес-обучения | |||||||
Методы, формы и средства бизнес-обучения | |||||||
Этика делового общения | |||||||
Техники и приемы коммуникации | |||||||
Правила эксплуатации учебного оборудования | |||||||
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |||||||
Порядок учета и документального оформления программ и результатов бизнес-обучения | |||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Руководство организацией, осуществляющей предоставление услуг в сфере бизнес-обучения |
Код |
C/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Планирование деятельности организации в сфере бизнес-обучения |
||||||
Обеспечение внедрения информационно-аналитических, правовых систем и баз данных, специализированных программных продуктов для организации и проведения бизнес-обучения | |||||||
Определение потребности в ресурсах, обеспечивающих деятельность организации | |||||||
Анализ нормативных правовых актов и учебно-методических материалов по вопросам бизнес-обучения | |||||||
Подготовка предложений по совершенствованию методов и инструментов бизнес-обучения | |||||||
Разработка системы мотивации и оценки результатов деятельности специалистов в сфере бизнес-обучения | |||||||
Координация и контроль выполнения требований и критериев, установленных заказчиком (клиентом) бизнес-обучения | |||||||
Организация разработки локальных нормативных актов, договоров и соглашений по вопросам проведения бизнес-обучения | |||||||
Необходимые умения |
Планировать потребность в ресурсах для организации и проведения бизнес-обучения |
||||||
Формировать систему мотивации и оценки специалистов в сфере бизнес-обучения | |||||||
Управлять проектами по внедрению современных информационных технологий в сфере бизнес-обучения | |||||||
Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции | |||||||
Осуществлять постановку целей и задач сотрудникам с использованием эффективных и современных инструментов менеджмента | |||||||
Разрабатывать локальные нормативные акты по вопросам организации и проведения бизнес-обучения | |||||||
Определять и рассчитывать показатели эффективности деятельности организации в сфере бизнес-обучения | |||||||
Разрабатывать предложения по повышению профессионального уровня работников | |||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-обучения |
||||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |||||||
Основы гражданского законодательства Российской Федерации | |||||||
Основы трудового Российской Федерации | |||||||
Основы налогового законодательства Российской Федерации | |||||||
Основные меры по предупреждению коррупции в организации | |||||||
Менеджмент и управление персоналом | |||||||
Основы практической психологии, необходимые для руководства деятельностью организации | |||||||
Виды, методы, приемы и формы бизнес-обучения | |||||||
Технологии управления бизнес-обучением | |||||||
Методы управления проектами | |||||||
Основы финансового планирования | |||||||
Этика делового общения | |||||||
Техники и приемы коммуникации | |||||||
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |||||||
Правила эксплуатации учебного оборудования | |||||||
Порядок учета и документарного оформления программ и результатов бизнес-обучения | |||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: - соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); - проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; - соблюдать этику делового общения; - не вводить в заблуждение заказчика (клиента); - не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; - не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); - не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); - не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; - не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; - не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; - не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, город Москва |
Вице-президент М.А. Фатеев |
4.2. Наименования организаций-разработчиков | |
1 |
Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", город Москва |
2 |
АНО ДПО Медицинский институт святителя Луки (корпоративный университет), город Москва |
3 |
АНО ДПО Международный институт менеджмента объединений предпринимателей, город Москва |
4 |
АНО "Центр развития профессиональных квалификаций", город Москва |
5 |
ИП Дудин Алексей Сергеевич "Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово", Волгоградская область |
6 |
ИП Егорченко Т.Н. (образовательная деятельность), Кемеровская область |
7 |
ИП Столяр Ирина Анатольевна "Центр бизнес-развития и коучинга Ирины Столяр", Тюменская область |
8 |
Некоммерческое партнерство "Сообщество бизнес-тренеров", город Москва |
9 |
ООО "Международный институт менеджмента", город Москва |
10 |
ООО "Тренинговый центр "Про-Актив", город Санкт- Петербург |
11 |
Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, г. Москва |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд подготовил профстандарт "Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)". В числе трудовых функций - проведение бизнес-обучения, его методическое обеспечение и управление бизнес-обучением. Возможные должности - ассистент бизнес-тренера, специалист по бизнес-обучению и бизнес-тренер. Требуется высшее образование - бакалавриат и опыт практической работы не менее года. Рекомендуется один раз в два года повышать квалификацию в данной сфере.
Основная цель деятельности - изменение организационного поведения или способа действий участников бизнес-обучения (бизнес-тренинга) в профессиональной деятельности для реализации конкретной цели и задач заказчика.