Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении основных требований к предоставлению мер социальной защиты (поддержки)"
(подготовлен Минтрудом России 11.04.2023 г.)
В соответствии со статьей 5.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления.
3. Органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, организациям, находящимся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, до 1 января 2025 года обеспечить приведение процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых ими до дня вступления в силу настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 2023 г. N ____
Основные требования
к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат
I. Требования к процессам назначения и предоставления мер социальной защиты
1. Основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - Основные требования), применяются органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - органы и организации), при осуществлении процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - меры социальной защиты).
2. Процессы назначения и предоставления мер социальной защиты органами и организациями осуществляются в электронном виде. В рамках реализации указанных процессов обеспечивается электронное взаимодействие между органами и организациями, а также с заявителями посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
3. Взаимодействие органов и организаций, осуществляющих процессы назначения и предоставления мер социальной защиты, в том числе с единым порталом и федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в рамках реализации процессов назначения и предоставления мер социальной защиты осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе посредством направления запросов к ведомственным витринам федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".
4. При осуществлении органами и организациями процесса назначения мер социальной защиты в электронной форме посредством единого портала гражданину обеспечивается направление следующей информации:
а) о порядке и сроках предоставления мер социальной защиты;
б) о регистрации поданного заявления (с указанием даты и времени регистрации);
в) о статусе рассмотрения заявления, включая информацию об отказе в рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных пунктом 21 Основных требований, а также установленных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления меры социальной защиты, за которой обратился гражданин, с указанием причин такого отказа;
г) о результатах выполнения всех административных процедур процессов назначения и предоставления меры социальной защиты
д) о необходимости доработки заявления о назначении меры социальной защиты с указанием конкретных полей и элементов заявления, подлежащих доработке;
е) о принятом решении о назначении или об отказе в назначении меры социальной защиты;
ж) аргументированное обоснование принятия решения об отказе в назначении меры социальной защиты;
з) о перечислении денежных средств с указанием предоставляемой меры социальной защиты, ее суммы, реквизитов банковского счета и наименования кредитной организации;
и) о невозможности зачисления денежных средств на банковский счет гражданина с указанием причин, а также порядка изменения реквизитов банковского счета.
5. В целях обеспечения процесса назначения мер социальной защиты в электронном виде заявление о назначении меры социальной защиты, включая заявление об изменении способа доставки указанной меры, подается гражданином с возможностью использованием единого портала, подписанное простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если возможность ее использования установлена нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки), государственной социальной помощи и иных социальных гарантий и выплат, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или усиленной квалифицированной электронной подписью.
6. В случае отсутствия у гражданина возможности подачи заявления о назначении мер социальной защиты посредством единого портала, ему обеспечивается возможность подачи такого заявления следующими способами:
а) посредством региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций);
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом или организацией?, осуществляющим назначение и выплату меры социальной защиты, и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Сокращение, так как далее будет упоминаться по тексту повторно);
в) лично.
7. Заявление о назначении мер социальной защиты, подаваемое гражданином/заявителем посредством единого портала, автоматически заполняЕтся сведениями, содержащимися в ЕСИА.
В случае выявления гражданином неактуальных сведений при автоматическом заполнении заявления, ему предоставляется возможность их корректировки.
В случае отсутствия в ЕСИА сведений, необходимых для автоматического заполнения заявления, заявителем указанные сведения вносятся самостоятельно.
8. В заявлении, указанном в пункте 6 Основных требований, закрепляются следующие идентификационные данные граждан:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) страховой номер индивидуального лицевого счета.
9. Основанием для начала предоставления мер социальной защиты в электронной форме с использованием единого портала является направление заявителем с использованием единого портала сведений из документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", необходимых для назначения мер социальной защиты.
10. Получение документов и сведений, необходимых для принятия решения о назначении или об отказе в назначении меры социальной защиты, перечень которых устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления мер социальной защиты, обеспечивается в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, за исключением перечня документов, установленного Правительством Российской Федерации с учетом положений частей 1, 6 и 61 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
11. Органы и организации при определении порядка назначения и предоставления мер социальной защиты устанавливают исчерпывающий перечень документов (сведений), которые могут быть запрошены в бумажном (электронном) виде у граждан.
12. В подаваемом гражданином на едином портале заявлении о назначении меры социальной защиты не указываются сведения, которые возможно получить посредством межведомственного электронного взаимодействия (за исключением идентификационных данных, предусмотренных пунктом 8 Основных требований).
13. На этапе подачи заявления на едином портале обеспечивается информирование заявителя о перечне документов (сведений), которые необходимо лично представить в орган или организацию, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты,
14. Орган или организация, осуществляющие назначение и предоставление мер социальной защиты, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении мер социальной защиты сведений. В этих целях орган или организация, осуществляющие назначение и предоставление мер социальной защиты, вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
15. Должностное лицо и (или) работник органа или организации, не представившие (несвоевременно представившие) документы (сведения), запрошенные органом или организацией, осуществляющими назначение и предоставление мер социальной защиты, и находящиеся в распоряжении органа или организации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. При рассмотрении заявления о предоставлении меры социальной защиты устанавливаются следующие сроки административных процедур, необходимых для обеспечения процесса назначения мер социальной защиты:
а) регистрация заявления - не позднее одного рабочего дня с момента поступления заявления в орган или организацию;
б) уведомление заявителя о необходимости предоставления документов (сведений), которые отсутствуют в распоряжении органов и организаций - - не позднее 3 рабочих дней,
Орган или организация, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, не вправе требовать от заявителя документы, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления мер социальной защиты;
в) предоставление заявителем документов (сведений), запрошенных органом или организацией, уполномоченными на назначение и предоставление мер социальной защиты- не позднее 10 рабочих дней;
г) направление заявителю уведомления на единый портал о необходимости доработки заявления с указанием конкретных полей и элементов заявления, подлежащих доработке;
д) направление межведомственных запросов - в течение 1 рабочего дня с даты регистрации заявления в органе_;
е) получение ответов на межведомственные запросы - в течение 2 рабочих дней с даты их направления;
ж) направление уведомления гражданину на единый портал о результатах выполнения всех административных процедур в отношении поданного им заявления - 1 рабочий с момента формирования статуса административной процедуры.
17. В случае установления факта наличия в заявлении о назначении меры социальной защиты и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, орган или организация, осуществляющие назначение и предоставление меры социальной защиты, вправе вернуть такое заявление о назначении меры социальной защиты и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении меры социальной защиты приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении меры социальной защиты и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
18. Заявитель представляет в орган или организацию, осуществляющие назначение и предоставление меры социальной защиты, доработанное заявление о назначении меры социальной защиты и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении меры социальной защиты от органа или организации, осуществляющего назначение и предоставления меры социальной защиты.
19. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении меры социальной защиты возобновляется со дня поступления в орган или организацию, осуществляющие назначение и предоставление меры социальной защиты, доработанного заявления о назначении меры социальной защиты и (или) доработанных документов (сведений).
20. Отказ в рассмотрении заявления о назначении мер социальной защиты предусматривается в следующих случаях:
а) непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней доработанного заявления о назначении меры социальной защиты и (или) доработанных документов;
б) доработанное заявление содержит недостоверные и (или) неполные данные;
в) непредставление документов (сведений), которые необходимо лично представить в орган или организацию, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, в течение 10 рабочих дней.
21. Получение результата рассмотрения заявления о назначении меры социальной защиты обеспечивается с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг не зависимо от способа его направления в органы или организации.
22. Подписание электронных документов, содержащих решения органов и организаций, осуществляющих процессы назначения и предоставления мер социальной защиты, в отношении заявлений о предоставлении мер социальной защиты осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
23. При направлении уведомления гражданину о результате предоставления меры социальной поддержки обеспечивается:
а) обязанность уведомлять заявителя на едином портале в случае изменения условий предоставления меры социальной защиты, установленных нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления меры социальной защиты.
б) в случае, если мера социальной защиты назначается на конкретный период, за месяц до истечения срока назначения орган, предоставляющий меру социальной защиты, уведомляет заявителя на едином портале об приближающемся окончании срока назначения меры социальной защиты.
24. Решение о назначении либо об отказе в назначении мер социальной защиты принимается органами или организациями, осуществляющим назначение и предоставление мер социальной защиты, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении меры социальной защиты.
25. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении мер социальной защиты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении меры социальной защиты.
26. В случае принятия решения об отказе в назначении меры социальной защиты органом или организацией, осуществляющими назначение и предоставление меры социальной защиты, в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня принятия такого решения, гражданину направляется уведомление с указанием аргументированного обоснования.
27. Уведомление с обоснованиями отказа должно содержать следующую информацию:
а) исчерпывающую информацию об отказе (мотивированный отказ с указанием конкретных причин);
б) порядок обжалования принятого решения;
в) ссылки на конкретные положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок назначения и предоставление меры социальной защиты, в соответствии с которыми принято решение об отказе в предоставлении меры социальной защиты
28. Уведомление о результатах принятого решения в отношении назначенной гражданину меры социальной защиты должно содержать исчерпывающую информацию о результате предоставления меры социальной поддержки, включая период ее назначения, размер полагающихся денежных средств к выплате.
29. При направлении гражданину результата предоставления меры социальной защиты устанавливаются следующие сроки административных процедур:
а) направление заявителю на едином портале уведомления о результате предоставления меры социальной защиты - в течение 1 рабочего дня после принятия соответствующего решения органом или организацией.
б) направление денежных средств производится органом, осуществляющим назначение и выплату меры социальной защиты (поддержки), через кредитные организации либо через организации почтовой связи - не позднее 3 рабочих дней после дня принятия решения о назначении меры социальной защиты.
30. В случае если зачисление денежных средств на счет по реквизитам банковского счета, указанным в заявлении о назначении меры социальной защиты, не произошло, орган или организация, предоставляющие меры социальной защиты, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неперечислении денежных средств, направляет на единый портал уведомление о невозможности зачисления денежных средств с указанием причины, предоставляемой меры социальной защиты, ее суммы, реквизитов банковского счета и наименования кредитной организации, а также иных сведений, предусмотренных нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления меры социальной защиты.
31. Выплатные дела, документы о выплате и доставке денежных средств по предоставленной мере социальной защиты, а также дела об отказе в назначении мер социальной защиты хранятся в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.
32. Принятие решений о назначении мер социальной защиты осуществляется в виде юридически значимых записей в информационных системах органов и организаций, осуществляющих процессы назначения и предоставления мер социальной защиты.
33. Гражданин вправе обратиться за разъяснениями или получением необходимой информации, связанными с назначением мер социальной защиты, а также посредством информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.