Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 05.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2023 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева" (далее соответственно - законопроект, Постановление, Конституционный Суд, Жилищный кодекс).
Конституционный Суд Постановлением признал часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса не противоречащей Конституции Российской Федерации поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не предполагает запрета деятельности по краткосрочному (на срок от одних до нескольких суток) возмездному предоставлению собственником гражданам принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме без содержательной оценки такой деятельности в соотнесении с гостиничными услугами лишь при наличии отдельных формальных признаков оказания гостиничных услуг (сроки предоставления жилья, систематичность, предпринимательский характер такой деятельности и др.).
Также отмечено, что не предусматривается необходимость запрета деятельности по краткосрочному возмездному предоставлению собственником жилого помещения принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме иным гражданам, если при таком предоставлении не создаются для иных жильцов многоквартирного дома неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования жилого помещения, и если это не влечет очевидного повышения интенсивности эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме.
В соответствии с Постановлением федеральному законодателю надлежит исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - принять меры к урегулированию особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения граждан, поддерживая необходимый баланс интересов всех участников таких правоотношений.
В этой связи в целях исполнения Постановления законопроектом предлагается внести изменение в часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса, дополнив ее нормой о том, что особенности предоставления жилых помещений в краткосрочный наем, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанные изменения позволят в полной мере урегулировать деятельность по краткосрочному найму жилых помещений.
Кроме того, законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу - с 1 марта 2025 года.
Отлагательный срок вступления в силу обусловлен необходимостью комплексного урегулирования особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения, посредством принятия нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, а также с целью обеспечения баланса интересов собственников помещений, лиц, которым они предоставляются, иных жильцов многоквартирного дома
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект направлен на выполнение указанных выше предписаний Конституционного Суда.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации. Анализ правоприменительной практики не требуется, в связи с тем, что проектом постановления не предусматривается изменение какого-либо правового регулирования.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.