Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 219 и 221.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 219 и 221.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 января 2024 г. N ДЧ-П44-1307.
Законопроектом предоставляется возможность налогоплательщикам получать социальный налоговый вычет в упрощенном порядке за пожертвование, переданное социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), в том числе религиозным организациям, включенным в реестр, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Реестр).
Так, сведения о совершенном пожертвовании будут передаваться указанными организациями напрямую в ФНС России, подготовка подтверждающих документов самим жертвователем не потребуется.
В настоящее время такая возможность уже предоставлена организациям оказывающим услуги гражданам в сфере образования, здравоохранения и спорта.
Реестр является строгим перечнем организаций, сформированным в соответствии с определенными критериями, и включает большой спектр информации о СОНКО в том числе ИНН и ОГРН. Реестр обновляется в ежедневном режиме и размещен по адресу https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko.
Важно отметить, что передача сведений организациями в ФНС России о затратах налогоплательщиков для предоставления им любого социального налогового вычета не является обязанностью юридического лица. Соответственно СОНКО имеет право самостоятельно принимать решение о передаче сведений о жертвователях в ФНС России в автоматическом режиме.
Внедрение предлагаемого механизма направлено на упрощения порядка получения социального налогового вычета гражданами и снижения административной нагрузки.
Кроме того, принятие законопроекта повысит прозрачность механизма благотворительных пожертвований физическими лицам организациям.
Согласно форме ФНС России N 1-ДДК "О декларировании доходов физическими лицами", количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, перечисленным налогоплательщиком в виде пожертвований в 2022 году составило 16,8 тыс. человек (в 2021 году - 13,6 тыс. человек). В то же время общая сумма предоставленных вычетов составила 8,1 млрд рублей, что на 13,8 % меньше, чем в 2021 году. Определить точно количество налогоплательщиков, осуществивших пожертвование в настоящее время не представляется возможным, так как только часть из них оформляет документы для получения социального налогового вычета.
Данная инициатива не приведет к росту выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как не вводит новые налоговые преференции.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.