Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Приказа Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении методических указаний по проведению мониторинга качества финансового менеджмента" (подготовлен Минфином России 12.07.2024) (не действует)

Проект Приказа Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении методических указаний по проведению мониторинга качества финансового менеджмента"
(подготовлен Минфином России 12.07.2024 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.

2. Установить, что положения настоящего приказа применяются при организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента начиная с 2025 года по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 1 января 2026 года.

 

Министр

А.Г. Силуанов

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от ___________2024 N ____

 

Методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента

 

1. Настоящий документ устанавливает методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента, в соответствии с которыми финансовые органы (органы управления государственными внебюджетными фондами), главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - субъект мониторинга качества финансового менеджмента) устанавливают порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

2. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) издает ведомственный акт, устанавливающий порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета издает ведомственный (внутренний) акт, устанавливающий порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

3. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливается:

а) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в отношении главных распорядителей средств соответствующего бюджета, главных администраторов доходов соответствующего бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;

б) главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета в отношении подведомственных ему:

распорядителей и получателей бюджетных средств, указанных в перечне подведомственных главному распорядителю бюджетных средств распорядителей и получателей бюджетных средств, сформированном в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением получателей бюджетных средств, подведомственных распорядителям бюджетных средств, находящимся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, и получателя бюджетных средств, являющегося одновременно главным распорядителем бюджетных средств соответствующего бюджета;

администраторов доходов бюджета, указанных в перечне подведомственных главному администратору доходов бюджета администраторов доходов бюджета, сформированном в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1601 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением администратора доходов бюджета, являющегося одновременно главным администратором доходов соответствующего бюджета;

администраторов источников финансирования дефицита бюджета, указанных в перечне подведомственных главному администратору источников финансирования дефицита бюджета администраторов источников финансирования дефицита бюджета, сформированном в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1602 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением администратора источников финансирования дефицита бюджета, являющегося одновременно главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

4. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет*(1), в том числе:

а) правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента;

б) правила анализа значений показателей качества финансового менеджмента;

в) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

г) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.

5. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, включающих показатели качества:

а) исполнения бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов (далее - объект мониторинга качества финансового менеджмента) в соответствии со статьями 158, 1601, 1602, 160 2-1 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

б) управления активами, включая объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества;

в) осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, самостоятельно осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств как государственными (муниципальными) заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6. В отношении главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), являющихся одновременно получателями средств бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и (или) администраторами доходов бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и (или) администраторами источников финансирования дефицита бюджета другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента:

а) устанавливаемый финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), определяет правила расчета и анализа значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

б) устанавливаемый главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, определяет правила расчета и анализа значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий получателей средств соответствующего бюджета, администраторов доходов соответствующего бюджета, администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, качества управления активами и качества осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

7. Правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента устанавливают:

а) наименования показателей качества финансового менеджмента, в том числе при необходимости направлений оценки показателей качества финансового менеджмента и (или) групп (подгрупп) показателей качества финансового менеджмента;

б) срок и периодичность проведения мониторинга качества финансового менеджмента, с которой рассчитываются значения показателей качества финансового менеджмента, и (или) срок и периодичность расчета значений показателей качества финансового менеджмента;

в) описание фактического алгоритма (и (или) формулы) расчета субъектом мониторинга качества финансового менеджмента значений показателей качества финансового менеджмента, включая значение итоговой (сводной, суммарной) оценки качества финансового менеджмента (далее - итоговая оценка), и при необходимости значение или описание фактического алгоритма (и (или) формулы) расчета веса значения показателей качества финансового менеджмента в итоговой оценке (направлении оценки показателей качества финансового менеджмента, группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента);

г) описание переменных (и (или) источников информации), используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента.

8. При определении положений, установленных подпунктом "б" пункта 7 настоящих Методических указаний, учитывается:

а) количество объектов мониторинга качества финансового менеджмента;

б) обеспеченность субъекта мониторинга качества финансового менеджмента трудовыми и техническими ресурсами;

в) наличие прикладных программных средств и (или) информационных систем, с использованием которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента.

9. При определении положений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 7 настоящих Методических указаний, обеспечивается сопоставимость расчета значений показателей качества финансового менеджмента объектов мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем применения одного или нескольких из следующих подходов:

а) определение нескольких итоговых оценок по показателям качества исполнения бюджетных полномочий, качества управления активами и качества осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, рассчитываемых по объектам мониторинга качества финансового менеджмента, которыми исполняются соответствующие полномочия;

б) пропорциональное перераспределение веса значений показателей качества финансового менеджмента в итоговой оценке (направлении оценки показателей качества финансового менеджмента, группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента):

в случае отсутствия у объекта мониторинга качества финансового менеджмента информации, используемой для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе по причине неосуществления полномочий, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний;

в случае несопоставимости сведений, используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе наличия у отдельных объектов мониторинга качества финансового менеджмента бюджетных данных, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в размере не менее 45%;

в) определение групп (подгрупп) показателей качества финансового менеджмента по видам расходов и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иным данным и способам их классификации, установленным нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами);

г) исключение из расчета значений показателей качества финансового менеджмента информации (данных, сведений), приводящей к заведомо неравным условиям расчета значения показателя качества финансового менеджмента в отношении отдельного объекта мониторинга качества финансового менеджмента, обусловленного особенностями его деятельности;

д) применение разных показателей качества финансового менеджмента или коэффициентов уровней сложности финансово-бюджетной деятельности для объектов мониторинга качества финансового менеджмента, исходя из вида, типа и (или) наличия (количества) подведомственных им государственных (муниципальных) учреждений или участия объектов мониторинга качества финансового менеджмента в государственной (муниципальной) программе (других документах стратегического планирования);

е) отказ от расчета значений показателей качества финансового менеджмента в случае начала деятельности вновь созданного объекта мониторинга качества финансового менеджмента в течение периода, за который проводится мониторинг качества финансового менеджмента.

10. При определении переменных (и (или) источников информации), используемых для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, обеспечивается однократность ввода и исключение дублирования процедур сбора информации об объектах мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем обеспечения информационного взаимодействия информационных систем, определенных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в которых производится расчет значений показателей качества финансового менеджмента и представляется (направляется, утверждается, доводится) информация (данные, сведения), используемая для расчета значений показателей качества финансового менеджмента.

11. Правила анализа значений показателей качества финансового менеджмента устанавливают подход к оценке значений показателей качества финансового менеджмента, позволяющей определить качество финансового менеджмента в объекте мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе путем применения одного или нескольких из следующих подходов:

а) определение значения или описания фактического алгоритма (и (или) формулы) максимального (целевого) значения показателей качества финансового менеджмента (итоговой оценки, оценки по направлению оценки показателей качества финансового менеджмента, оценки по группе (подгруппе) показателей качества финансового менеджмента), в том числе с учетом целевых значений показателей государственных программ и других документов стратегического планирования;

б) определение порядка присвоения категорий качества финансового менеджмента, характеризующих качество финансового менеджмента;

в) определение бюджетных рисков, взаимосвязанных с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, организация (обеспечение выполнения) и выполнение которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента;

г) установление положений о формировании (составлении) рейтинга объектов мониторинга качества финансового менеджмента.

12. При определении правил расчета значений показателей качества финансового менеджмента субъектом мониторинга качества финансового менеджмента, указанным в подпункте "б" пункта 3 настоящих Методических указаний, учитываются путем обеспечения сопоставимости отдельных показателей качества финансового менеджмента правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, определенные субъектом мониторинга качества финансового менеджмента соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, указанным в подпункте "а" пункта 3 настоящих Методических указаний.

13. Правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, определяют перечень информации (данных, сведений), используемых субъектом мониторинга качества финансового менеджмента для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, и устанавливаются в том числе одним или несколькими из следующих способов:

а) указание на информационное взаимодействие информационных систем, определенных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в которых производится расчет значений показателей качества финансового менеджмента и (или) представляется (направляется, утверждается, доводится) информация (данные, сведения), используемая для расчета значений показателей качества финансового менеджмента;

б) указание на источники информации (данных, в том числе данных бюджетной отчетности объектов мониторинга качества финансового менеджмента, сведений), представляемой субъекту мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с положениями нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов);

в) определение формы, порядка ее заполнения (при необходимости) и срока представления информации (данных, сведений), необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, представляемой объектом мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга качества финансового менеджмента;

г) указание переменных, используемых для расчета показателей качества финансового менеджмента, сведения по которым представляют объекты мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга качества финансового менеджмента с периодичностью, указанной для расчета значений показателей качества финансового менеджмента, по запросу субъекта мониторинга качества финансового менеджмента при проведении мониторинга качества финансового менеджмента за соответствующий период;

д) указание на использование общедоступной информации (данных, сведений), размещенной на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

14. Правила формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, могут содержать правила расчета значений показателей качества финансового менеджмента в случаях несвоевременного представления (непредставления) информации (данных, сведений), указанной в подпунктах "в" и "г" пункта 13 настоящих Методических указаний, и (или) отсутствия информации (данных, сведений), необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

15. При выборе источника информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, субъект мониторинга качества финансового менеджмента руководствуется приоритетностью над информацией (данными, сведениями), представляемой объектами мониторинга качества финансового менеджмента:

а) информации (данных, сведений), представляемой (формируемой, составляемой, собираемой) в рамках исполнения полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления);

б) информации (данных, сведений) государственных информационных систем (муниципальных информационных систем, созданных на основании решения органа местного самоуправления) и общедоступной информации (данных, сведений), размещенной на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Субъект мониторинга качества финансового менеджмента не несет ответственность за достоверность информации, получаемой способами, указанными в пункте 13 настоящих Методических указаний.

16. Правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента устанавливают:

а) состав или форму отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;

б) сроки формирования, утверждения и (или) представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;

в) получателя (получателей) отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента или указание на его представление посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

г) порядок использования информации (данных, сведений), содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (при необходимости), в том числе определение случаев необходимости проведения объектами мониторинга качества финансового менеджмента мероприятий, направленных на достижение максимальных (целевых) значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (за исключением усиления внутреннего финансового контроля (внутреннего контроля, контроля), и формы (порядка ее заполнения) и срока представления объектами мониторинга качества финансового менеджмента информации о планируемых к проведению (проведенных) мероприятиях, направленных на достижение максимальных (целевых) значений показателей качества финансового менеджмента.

17. В порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, устанавливаемом финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), в целях организации реализации пункта 8 статьи 160 2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации может быть указан один или несколько способов оформления решения о принятии финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента главного распорядителя средств соответствующего бюджета, главного администратора доходов соответствующего бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета:

а) подписание соглашения о передаче полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета распорядителей (получателей) бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - полномочия главного администратора соответствующего бюджета);

б) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий главного администратора соответствующего бюджета, в том числе их визирование (подписание) руководителем или иным уполномоченным им лицом финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом), принимающего полномочия главного администратора соответствующего бюджета, и главного распорядителя средств соответствующего бюджета, главного администратора доходов соответствующего бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;

в) оформление документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче полномочий главного администратора соответствующего бюджета.

18. В случае отсутствия в порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), положений, указанных в пункте 17 настоящих Методических указаний, решение о принятии финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) полномочий главного администратора соответствующего бюджета оформляется соглашением о передаче полномочий главного администратора соответствующего бюджета.

19. Указанные в пунктах 17 и 18 настоящих Методических указаний документы должны содержать дату и срок передачи полномочий главного администратора соответствующего бюджета, порядок отмены (изменения) решения о передаче полномочий главного администратора соответствующего бюджета, положения о представлении информации (об обмене информацией) в рамках передачи полномочий главного администратора соответствующего бюджета.

20. В случае принятия финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) полномочий главного администратора соответствующего бюджета соответствующий мониторинг качества финансового менеджмента проводится им в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) как главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, а в случае его отсутствия финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, указанный в подпункте "б" пункта 3 настоящих Методических указаний, в целях проведения мониторинга качества финансового менеджмента по принятым полномочиям главного администратора соответствующего бюджета.

21. Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, передавший финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) полномочия главного администратора соответствующего бюджета не издает ведомственный (внутренний) акт, устанавливающий порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

 

-------------------------------------------

*(1) Пункт 7 статьи 1602-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и источников финансирования его дефицита установят правила мониторинга качества финансового менеджмента.