Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении дополнительных требований к поручителю - юридическому лицу для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита" (подготовлен ФНС России 09.10.2024)

Проект Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении дополнительных требований к поручителю - юридическому лицу для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита"
(подготовлен ФНС России 09.10.2024 г.)

 

Досье на проект

 

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 61 части первой Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить дополнительные требования к поручителю - юридическому лицу для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы обеспечения процедур банкротства и урегулирования задолженности.

 

Руководитель Федеральной
налоговой службы

Д.В.Егоров

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом ФНС России
от "____"______2024 г.
N__________________

 

Дополнительные требования к поручителю - юридическому лицу для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита

 

1. Дополнительные требования к поручителю для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита (далее - Требования) разработаны для определения возможности заключения с юридическим лицом (далее - Поручитель) договора поручительства в обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов в случае предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате сумм налогов (далее - Договор поручительства) и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также для определения размера обеспечиваемого поручительством обязательства на основании пункта 7.1 статьи 61, статьи 74 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Договор поручительства может быть заключён в случае соответствия Поручителя следующим дополнительным требованиям (условиям):

- отсутствие информации о Поручителе в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

- отсутствие вынесенного в отношении Поручителя решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- значение ранга платежеспособности Поручителя превышает 15 баллов, рассчитываемого по имеющимся у налогового органа сведениям в соответствии с приложением N1 к настоящим Требованиям;

- отсутствие факта превышения размера обеспечиваемого обязательства над размером обязательства, которое может быть обеспечено поручительством, определяемым по имеющимся у налогового органа сведениям в соответствии с приложением N 2 к настоящим Требованиям.

 

Приложение N 1
к Требованиям,
утвержденным приказом
ФНС России
от "___"________________
N_____________________

 

Расчёт ранга платежеспособности Поручителя

 

Ранг платежеспособности Поручителя определяется как сумма стартового и корректирующего баллов и имеет диапазон от 0 до 100 баллов.

Стартовый балл рассчитывается посредством разделения диапазона значений величины ликвидных активов юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на конечное число интервалов равного размера по количеству на основе распределения данных с присвоением каждому интервалу определенного числа баллов в зависимости от величины ликвидных активов.

Корректирующий балл формируется посредством математической модели множественного коэффициента корреляции, основанного на расчете коэффициента корреляции Пирсона. Совокупность величин зависимостей образует величину корректирующего балла (положительную, отрицательную или нулевую).

Корректирующий балл рассчитывается на основе рисков неплатежеспособности и показателей деловой активности, приведенных в приложении N 3 к настоящим Требованиям.

 

Приложение N 2
к Требованиям,
утвержденным приказом
ФНС России
от "___"________________
N_____________________

 

Расчет размера обязательства, которое может быть обеспечено поручительством

 

1. Для юридических лиц, не относящихся к стратегическим предприятиям и организациям, а также организациям оборонно-промышленного комплекса, не находящихся в процессе ликвидации, в отношении которых не введена процедура банкротства, и сдавших отчетность за последний отчетный период, ликвидные активы определяются как сумма следующих показателей:

- стоимость недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств без учета обременений (далее - регистрируемое имущество);

- стоимость иных основных средств (без учёта стоимости регистрируемого имущества);

- сумма дебиторской задолженности, исходя из её оборачиваемости, рассчитанная на период погашения, не превышающий 36 месяцев (общий срок исковой давности);

- стоимость запасов (товаров);

- сумма финансовых вложений;

- размер прибыли за предшествующие 12 месяцев;

- остаток денежных средств по государственным и муниципальным контрактам, причитающихся Поручителю.

Из данной суммы вычитаются следующие показатели:

- задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- задолженность перед иными кредиторами, рассчитываемая как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств, скорректированных на сумму задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и задолженности по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган);

- задолженность по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган);

- сумма противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком первого звена (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если такие противоречия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Для стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, не находящихся в процессе ликвидации, в отношении которых не введена процедура банкротства, и сдавших отчетность за последний отчетный период, ликвидные активы определяются как сумма следующих показателей:

- стоимость регистрируемого имущества без учета обременений;

- стоимость иных основных средств (без учёта стоимости регистрируемого имущества);

- размер дебиторской задолженности, рассчитываемой по данным бухгалтерского баланса;

- стоимость запасов (товаров);

- сумма финансовых вложений;

- размер прибыли за предшествующие 12 месяцев;

- остаток денежных средств по государственным и муниципальным контрактам, причитающихся Поручителю.

Из данной суммы вычитаются следующие показатели:

- задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- задолженность перед иными кредиторами, рассчитываемая как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств, скорректированных на сумму задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и задолженности по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган);

- задолженность по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган);

- сумма противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком первого звена (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если такие противоречия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Для юридических лиц, не находящихся в процессе ликвидации, в отношении которых не введена процедура банкротства, и не сдавших отчетность за последний отчетный период, ликвидные активы определяются как сумма следующих показателей:

- стоимость регистрируемого имущества без учета обременений;

- остаток денежных средств по государственным и муниципальным контрактам, причитающихся Поручителю.

Из данной суммы вычитаются следующие показатели:

- задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- задолженность по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган);

- сумма противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком первого звена (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если такие противоречия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

2. В отношении стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса потребность в оборотных средствах определяется как отношение долга к нормативному значению долговой нагрузки, уменьшенное на скорректированную прибыль, где:

- долг определяется как сумма краткосрочной кредиторской заложенности и прочих обязательств;

- скорректированная прибыль (по данным налоговой декларации по налогу на прибыль организаций) определяется как сумма доходов от реализации, внереализационных доходов, уменьшенная на расходы, уменьшающие доходы от реализации и внереализационные расходы.

В случае если сумма задолженности по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган) и задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации превышает размер показателя "долг" по данным бухгалтерского баланса, то при расчете используется сумма задолженности по исполнительным производствам (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган) и задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации .

В отношении иных организаций потребность в оборотных средствах определяется как взятая по модулю отрицательная величина, полученная в результате сложения сумм собственного капитала и долгосрочных обязательств, за вычетом внеоборотных активов.

3. Средняя потребность в оборотных средствах определяется как отношение суммы показателей "потребность в оборотных средствах" всех юридических лиц, не находящихся в процедурах банкротства, к общему количеству таких юридических лиц.

4. Коэффициент покрытия оборотных средств ликвидными активами определяется путём деления разницы ликвидных активов Поручителя и потребности в оборотных средствах Поручителя на среднюю потребность в оборотных средствах.

Значение коэффициента покрытия оборотных средств ликвидными активами определяется еженедельно.

5. Сумма обязательства, которое может быть обеспечено поручительством, при отсутствии риска наступления банкротства Поручителя, определённого с использованием методов, предусмотренных пунктом 5 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490, в течение следующего за годом осуществления расчёта финансового года определяется как отношение показателя "ликвидные активы" к усреднённому коэффициенту покрытия оборотных средств ликвидными активами.

При наличии риска наступления банкротства Поручителя в течение следующего за годом осуществления расчёта финансового года сумма обязательства, которое может быть обеспечено поручительством, определяется как отношение показателя "ликвидные активы" к коэффициенту покрытия оборотных средств ликвидными активами, рассчитанному в отношении данного лица. При этом сумма такого обязательства не может превышать сумму обязательства, рассчитанную при отсутствии риска наступления банкротства Поручителя.

 

Приложение N 3
к Требованиям,
утвержденным приказом
ФНС России
от "___"________________
N_____________________

 

Расчет корректирующего балла на основе рисков неплатежеспособности и показателей деловой активности

 

I. Риски неплатёжеспособности.

1. Наличие задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на текущую дату.

2. Наличие задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на общую сумму, превышающую 10 процентов от суммы поступивших налогов за вычетом возвратов за предшествующие 12 месяцев.

3. Наличие вынесенного решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

4. Отсутствие открытых счетов в кредитных организациях.

5. Наличие непогашенной более 3 месяцев задолженности, обеспеченной мерами взыскания, предусмотренными статьёй 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

6. В отношении налогоплательщика имеются записи о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) сведений.

7. Учредитель (участник) либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени налогоплательщика, ранее было привлечено к субсидиарной ответственности (ответственности в виде взыскания убытков).

8. Учредитель (участник) либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени налогоплательщика, ранее было дисквалифицировано.

9. Возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

10. В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСДЮЛ) имеются сообщения о намерении кредитора обратиться в суд с заявлением о признании налогоплательщика банкротом.

11. В ЕФРСДЮЛ имеются сообщения о намерении обратиться в суд о с заявлением должника о признании его банкротом (статья 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

12. Налогоплательщик находится в процессе ликвидации либо в отношении него введена процедура банкротства или принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

13. Неоплаченная сумма по исполнительному производству (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган) и задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации превышает размер выручки за предшествующие 12 месяцев.

14. Доля стоимости транспортных средств, земельных участков, недвижимого имущества (далее - регистрируемое имущество), находящихся в залоге, от всего регистрируемого имущества составляет менее 0,5.

15. Стоимость регистрируемого имущества, находящегося в залоге, по отношению к стоимости регистрируемого имущества выросла более, чем на 30 процентов за предшествующие 6 месяцев.

16. Рост стоимости регистрируемого имущества за 6 месяцев.

17. В отношении налогоплательщика проводится выездная налоговая проверка.

18. Налогоплательщик привлечен к субсидиарной ответственности (ответственности в виде взыскания убытков) на основании вступившего в силу решения суда.

19. Имеется задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на общую сумму более 3,5 млн руб. и при этом выявлен факт перечисления денежных средств дебитором должника в пользу третьего лица на сумму более 100 тыс. рублей.

20. Учредитель (участник) либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени налогоплательщика, является гражданином недружественных стран.

21. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) составляет более 89 процентов.

22. Наличие в налоговых декларациях по НДС за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по НДС, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо наличие не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком первого звена (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, доля которых составляет более 5 процентов уплаченных налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

23. Наличие в налоговых декларациях по НДС за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по НДС, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо наличие не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком второго и последующих звеньев (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, доля которых составляет более 10 процентов уплаченных налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 

II. Показатели деловой активности

1. Отклонение показателей выручки от показателей выручки аналогичного периода прошлого года составляет более 10 процентов.

2. По данным налоговой отчетности в течение нескольких налоговых периодов наблюдается изменение доли прибыли в выручке за аналогичные периоды прошлого года.

3. Отклонение размера поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в сравнении с аналогичным показателем прошлого года (без учета возвратов).

4. Показатель налоговой нагрузки меньше, чем среднеотраслевой показатель, на 10 и более процентов.

5. Снижение на 10 и более процентов численности сотрудников (работников) в соответствии отчетностью, представленной налогоплательщиком в качестве налогового агента или плательщика страховых взносов, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода.

6. Налогоплательщик зарегистрирован менее одного года назад.

7. Отклонение величины совокупных активов по данным бухгалтерской отчетности в части валюты баланса от величины данного показателя за предыдущий отчетный период.

8. Значение коэффициента текущей ликвидности по данным последней бухгалтерской отчетности, определяемое как отношение суммы оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, имеет нормативное значение 1.

9. Значение коэффициента платежеспособности по текущим обязательствам по данным последней бухгалтерской отчетности, определяемое как отношение активов к долгосрочным и краткосрочным обязательствам, имеет нормативное значение 1,1.

10. Значение коэффициента покрытия процентов по данным последней бухгалтерской отчетности, определяемое как отношение суммы чистой прибыли к сумме начисленных процентов, имеет нормативное значение 2,5.

11. Значение показателя рентабельности активов, определяемое в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам, имеет нормативное значение 10 процентов.

12. Обеспеченность собственным капиталом, определяемая как отношение капитала и резервов к валюте баланса, имеет нормативное значение 0,1.

13. Соотношение собственных и заемных средств налогоплательщика имеет нормативное значение в диапазоне 0,5-0,7.

14. Отклонение величины кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности от суммы остатка по неоконченному исполнительному производству (без учета исполнительных производств, в которых взыскателем является налоговый орган) и задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на текущую дату превышает 20 процентов.

15. Отклонение величины основных средств по данным бухгалтерской отчетности от стоимости регистрируемого имущества на текущую дату более, чем на 20 процентов.

16. Отклонение показателей выручки бухгалтерской и налоговой отчётности превышает 20 процентов.

17. Отклонение данных о заемных средствах в бухгалтерской отчетности от стоимости регистрируемого имущества, находящихся в залоге, превышает 20 процентов.

 

ГАРАНТ:

См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта

 

Предложены дополнительные требования к поручителю-юрлицу для предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Возможность установления таких требований предусмотрена поправками к НК РФ, подписанными Президентом РФ в августе 2024 г.

Приводятся правила расчет ранга платежеспособности поручителя, размера обязательства, которое может быть обеспечено поручительством, корректирующего балла на основе рисков неплатежеспособности и показателей деловой активности.