Проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 06.11.2024 г.)
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
Статья 1
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2008, N 29, ст. 3418; 2011, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2310, N 30, ст. 4563, ст. 4590, ст. 4594, N 49, ст. 7015; 2012, N 53, ст. 7614; 2013, N 14, ст. 1651, N 43, ст. 5452, N 52, , ст. 6983; 2014, N 19, ст. 2336; 2015, N 1, ст. 9, ст. 11, N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4248, ст. 4302, ст. 4305, ст. 4306; 2017, N 27, ст. 3932, N 31, ст. 4740, ст. 4771; 2018, N 1, ст. 47, ст. 91, N 32, ст. 5133, ст. 5135; 2019, N 26, ст. 3317, N 31, ст. 4442; 2020, N 31, ст. 5013, ст. 5023; 2021, N 1, ст. 33, N 24, ст. 4188; 2022, N 1, ст. 5, ст. 16, ст. 45, N 24, ст. 3934, N 29, ст. 5317, N 52, ст. 9371; 2023, N 25, ст. 4429; 2024, N 1, ст. 8, N 33, ст. 4976) следующие изменения:
1) статью 16 дополнить частью 5.3 следующего содержания:
"5.3. Изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию только с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части вопросов, указанных в части 25 статьи 28.1 настоящего Кодекса, в срок, не превышающий тридцати дней со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту мастер-плана развития территории и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.".
2) часть 4 статьи 23 после слов "генеральном плане" дополнить словами "за исключением предусмотренного статьей 28.1 настоящего Кодекса";
3) в части 1 статьи 24 слова ", если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса" заменить словами "или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией";
4) статью 28.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 28.1 Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования (мастер-план) поселения, муниципального округа, городского округа
1. Единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования (мастер-планом) поселения, муниципального округа, городского округа (далее также - мастер-план развития территории) признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, который содержит:
1) положения о развитии территории;
2) положение о территориальном планировании;
3) карту или карты зонирования территории;
4) эскизы планируемых к размещению объектов местного значения, за исключением линейных объектов, в случае если такой раздел предусмотрен заданием на подготовку мастер-плана развития территории;
5) план реализации мастер-плана развития территории.
2. Приложением к мастер-плану развития территории в текстовой форме и в виде карт являются:
1) предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, в случаях, если правила землепользования и застройки могут препятствовать размещению объектов местного значения, предусмотренных мастер-планом развития территории;
2) предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования муниципального района в случае, если мастер-планом развития территории поселения, либо мастер-планом развития территории, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, предусматривается размещение объектов местного значения муниципального района;
3) предложения о внесении изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
3. Подготовка мастер-плана развития территории поселения, муниципального округа, городского округа осуществляется применительно ко всей территории поселения, муниципального округа, городского округа, либо применительно к отдельным населенным пунктам (частям населенных пунктов), входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа.
4. Мастер-план развития территории может быть подготовлен и утвержден в соответствии с предусмотренными настоящей статьей требованиями применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов (частей населенных пунктов), входящих в их состав, в случае, если полномочия по подготовке и утверждению генерального плана таких поселений, муниципальных округов, городских округов и правил землепользования и застройки таких поселений, муниципальных округов, городских округов перераспределены в порядке, предусмотренном статьей 8.2 настоящего Кодекса и осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Мастер-план развития территории может быть подготовлен и утвержден в соответствии с предусмотренными настоящей статьей требованиями в целях размещения одновременно объектов регионального и местного значения в случае, если полномочия по подготовке и утверждению генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа и правил землепользования и застройки такого поселения, муниципального округа, городского округа перераспределены в порядке, предусмотренном статьей 8.2 настоящего Кодекса и осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Применительно к территории поселения, муниципального округа, городского округа, либо применительно к отдельным населенным пунктам (частям населенных пунктов), входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, может быть подготовлен и утвержден только один из предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи мастер-план развития территории.
7. Целями подготовки и утверждения мастер-плана развития территории являются:
1) повышение эффективности использования территорий поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе формирование комфортной городской среды, создание мест обслуживания и мест приложения труда;
2) обеспечение развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, муниципальных округов, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур;
3) формирование единой градостроительной политики применительно к территориям или частям двух и более муниципальных образований и (или) отдельных населенных пунктов (частей населенных пунктов), входящих в их состав;
4) создание условий для достижения показателей и реализации мероприятий в соответствии с национальными проектами, государственными программами.
8. Положения о развитии территории включают в себя:
1) сведения о приоритетах, стратегических целях, задачах и направлениях социально-экономического развития поселения, муниципального округа, городского округа;
2) сведения об установленных показателях достижения стратегических целей социально-экономического развития территории и их значениях.
9. Положение о территориальном планировании включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) сведения о планируемых для размещения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального района соответственно об объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов;
3) в случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, сведения о планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
10. На карте или картах зонирования территории отображаются:
1) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов);
2) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) образование;
г) здравоохранение;
д) физическая культура и массовый спорт;
е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения;
3) планируемые для размещения объекты федерального значения (за исключением линейных объектов) и местоположение линейных объектов федерального значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации;
4) в случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, объекты регионального значения (за исключением линейных объектов) и местоположение линейных объектов регионального значения.
5) границы территориальных зон;
6) границы функциональных зон применительно к землям, территориям и земельным участкам, предусмотренным частью 6 статьи 36 настоящего Кодекса.
11. В случае, если сведения о границах населенных пунктах не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, либо на карте зонирования территории отображены границы образуемых населенных пунктов обязательным приложением к мастер-плану развития территории являются сведения, предусмотренные частью 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса.
12. Эскизы планируемых к размещению объектов местного значения отображают объемно-пространственные характеристики объектов, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 2 части 10 настоящей статьи. Указанные эскизы подлежат учету при подготовке предложений, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи в части изменения требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, указанных в градостроительном регламенте.
13. План реализации мастер-плана развития территории включает в себя:
1) сведения об этапах развития территории с учетом установленной периодичности бюджетного планирования;
2) сведения о строительстве, реконструкции объектов, предусмотренных пунктом 1 и 3 части 9 настоящей статьи, с указанием в отношении каждого мероприятия срока его исполнения;
3) перечень программ, утвержденных органами местного самоуправления и реализуемых за счет средств местного бюджета, обеспечивающих исполнение плана реализации мастер-плана развития территории;
4) в случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, перечень государственных программ субъекта Российской Федерации, обеспечивающих исполнение плана реализации мастер-плана развития территории.
14. К мастер-плану развития территории прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 23 настоящего Кодекса.
15. Мастер-план развития территории подготавливается на срок не менее шести лет и не более пятнадцати лет. По истечении указанного срока мастер-план развития территории подлежит актуализации, либо признанию его утратившим силу.
16. Решение о подготовке проекта мастер-плана развития территории, а также решения о подготовке проекта внесения изменений в мастер-план развития территории принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа, а в случае подготовки проекта мастер-плана развития территории, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта мастер-плана развития территории обеспечивает опубликование такого решения в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте уполномоченного органа (при наличии официального сайта уполномоченного органа) в сети "Интернет".
17. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта мастер-плана развития территории уполномоченным органом утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по координации работ по подготовке проекта мастер-плана развития территории (далее в настоящей статье - координационная комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту мастер-плана, проекту изменений в мастер-план. Обязательным приложением к решению о подготовке проекта мастер-плана развития территории являются сведения о границах территории, в отношении которой предусматривается подготовка такого мастер-плана.
18. В решении о подготовке проекта мастер-плана развития территории должны быть установлены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта мастер-плана развития территории.
19. Подготовка проекта мастер-плана развития территории обеспечивается местной администрацией самостоятельно, подведомственными указанному органу муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями, а в случае подготовки проекта мастер-плана развития территории, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, подведомственными указанному органу государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, либо привлекаемыми ими на основании муниципального или государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами (далее в настоящей статье - разработчик).
20. Подготовка проекта мастер-плана развития территории осуществляется с учетом:
1) положений документов, предусмотренных частью 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса;
2) стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
3) положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации;
4) региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки;
5) предложений заинтересованных лиц.
21. Заинтересованные лица вправе представить в координационную комиссию на бумажном носителе или в форме электронного документа свои предложения по проекту мастер-плана не менее чем за месяц до направления разработчиком проекта мастер-плана развития территории в координационную комиссию для проведения проверки, предусмотренной частью 23 настоящей статьи.
22. Координационная комиссия в течение пятнадцати дней со дня поступления предложения, указанного в части 21 настоящей статьи, осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации об учете поступившего предложения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет указанное заключение разработчику. Копия указанного заключения направляется лицу, представившему такое предложение.
23. Координационная комиссия осуществляет проверку проекта мастер-плана развития территории, представленного разработчиком, на соответствие документам, указанным в пунктах 1 - 4 части 20 настоящей статьи, и предложениям заинтересованных лиц, в отношении которых подготовлены заключения с рекомендациями об их учете.
24. По результатам указанной в части 23 настоящей статьи проверки координационная комиссия осуществляет подготовку заключения об одобрении проекта мастер-плана либо об отклонении с указанием причин отклонения, и направляет его в уполномоченный орган для принятия соответственно решения о направлении его на согласование или о направлении его разработчику на доработку. Подготовка предусмотренного настоящей частью заключения осуществляется в срок не позднее чем двадцать дней со дня представления проекта мастер-плана развития территории разработчиком в координационную комиссию.
25. Проект мастер-плана развития территории подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке и в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, либо на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории этого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
26. После истечения срока, установленного частью 5.3 статьи 16 и частью 7 статьи 25 настоящего Кодекса, для согласования проекта мастер-плана развития территории, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с органом, указанным в части 25 настоящей статьи.
27. Заключение на проект мастер-плана развития территории может содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от указанного в части 25 настоящей статьи органа заключения, содержащего положения о несогласии с проектом мастер-плана развития территории с обоснованием принятого решения, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока согласования проекта мастер-плана развития территории принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать один месяц.
28. По результатам работы согласительная комиссия представляет в уполномоченный орган предложения об исключении из проекта мастер-плана развития территории материалов по несогласованным вопросам для принятия им решения о направлении проекта мастер-плана развития территории разработчику на доработку в соответствии с указанными в настоящей части предложениями. Максимальный срок доработки проекта мастер-плана развития территории с момента принятия уполномоченным органом решения, предусмотренного настоящей частью, не может превышать один месяц.
29. До утверждения проекта мастер-плана развития территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания по такому проекту.
30. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту мастер-плана развития территории проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 5.1 настоящего Кодекса, частью 3 статьи 28 настоящего Кодекса и с частями 31 - 33 настоящей статьи.
31. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту мастер-плана развития территории проводятся в границах территории, в отношении которой подготовлен такой проект мастер-плана.
32. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория, в отношении которой подготовлен проект мастер-плана, может быть разделена на части.
33. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать один месяц.
34. Уполномоченный орган с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом мастер-плана развития территории и направлении его в представительный орган муниципального образования, либо об утверждении, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи;
2) об отклонении проекта мастер-плана развития территории и о направлении его на доработку.
35. Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту мастер-плана развития территории, направляемому уполномоченным органом в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления муниципального округа, представительный орган местного самоуправления городского округа.
36. Мастер-план развития территории, в том числе внесение изменений в такие мастер-планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией.
37. Мастер-план развития территории, предусмотренный частями 4 и 5 настоящей статьи, утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
38. В случае, если проект мастер-плана развития территории, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, содержит предложения, предусмотренные пунктом 1 части 2 настоящей статьи, одновременно с утверждением такого мастер-плана развития территории представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией утверждаются изменения в правила землепользования и застройки.
В случае, если проект мастер-плана развития территории, предусмотренный частями 4 и 5 настоящей статьи, содержит предложения, предусмотренные пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, одновременно с утверждением такого мастер-плана развития территории высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации утверждаются соответственно изменения в правила землепользования и застройки и изменения в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации.
39. Мастер-план развития территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа (при наличии официального сайта уполномоченного органа) в сети "Интернет".
40. Утвержденный мастер-план развития территории подлежит размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и в федеральной государственной географической информационной системе "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных" не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанного мастер-плана развития территории.
41. С момента утверждения мастер-плана развития территории не подлежит применению генеральный план поселения, генеральный план территории муниципального округа, генеральный план городского округа в части территории, в отношении которой утвержден такой мастер-плана развития территории.
42. Внесение изменений в мастер-план развития территории осуществляется в соответствии с настоящей статьей.";
5) часть 1.1 статьи 31 признать утратившей силу;
6) часть 1 статьи 33 дополнить абзацем следующего содержания:
"Внесение изменений в правила землепользования и застройки в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 28.1 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном статьей 28.1 настоящего Кодекса.";
7) часть 1 статьи 34 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) территориальных зон, определенных мастер-планом развития территории;";
8) в пункте 2 части 4 статьи 54 слова "единым документом," исключить.
Статья 2
1. Документы, которые подготовлены и утверждены до 1 марта 2025 года, и поименованы мастер-планами, подлежат учету при внесении изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 15 настоящего Кодекса, и при внесении изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 24 настоящего Кодекса, либо должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 28.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2026 года.
2. Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования, решение о подготовке которого принято до 1 марта 2025 года, подготавливается в соответствии с требованиями статей 24-25 и 31-32 настоящего Кодекса и утверждается в виде соответствующего генерального плана и правил землепользования и застройки.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта