Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации" (подготовлен Минэкономразвития России 22.11.2024)

Проект Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 22.11.2024 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О платформенной экономике в Российской Федерации

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования, цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ и их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) создание безопасной цифровой среды на цифровых платформах, способствующей повышению уровня доступности товаров, работ и услуг, а также развитию предпринимательства и конкуренции;

2) создание правовых, экономических и организационных условий развития и функционирования цифровых платформ;

3) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению деятельности цифровых платформ;

4) обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также соблюдения при этом прав и законных интересов физических и юридических лиц;

5) повышение доступности осуществления торговой деятельности, выполнению работ и оказанию услуг для хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности аудиовизуальных сервисов, организаций финансового рынка, банков и иных кредитных организаций.

4. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на операторов государственных информационных систем, а также на операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или законодательством Российской Федерации о приватизации.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автоматизированная система - информационная технология, используемая оператором для организации взаимодействия пользователей и партнеров и принятия им решений без участия человека;

2) владелец пункта выдачи заказов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые на законном основании осуществляют в пункте выдачи заказов деятельность по проведению расчетов, приемке, хранению, выдаче и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем у партнеров-продавцов на посреднической цифровой платформе;

3) заказ - размещенное на посреднической цифровой платформе задание пользователя-заказчика на выполнение работ, оказание услуг, адресованное партнеру-исполнителю;

4) карточка товара, работы, услуги (далее - карточка товара) - размещенное на посреднической цифровой платформе предложение партнера о продаже товара, выполнении работы, оказании услуги, адресованное пользователям такой платформы;

5) личный кабинет - информационный ресурс, размещенный на посреднической цифровой платформе, являющийся неотъемлемой частью такой платформы и используемый пользователями и партнерами для осуществления прав и исполнения своих обязанностей;

6) логистическая инфраструктура оператора - склады, распределительные центры, пункты выдачи заказов, пункты приема заказов и иные необходимые для выдачи и (или) доставки товаров объекты, принадлежащие оператору или привлекаемым им третьим лицам на праве собственности или ином законном основании;

7) оператор посреднической цифровой платформы (далее - оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию посреднической цифровой платформы и оказывающие услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе;

8) партнер посреднической цифровой платформы (далее - партнер) - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (за исключением физических лиц, совершающих между собой на посреднической цифровой платформе сделки, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), заключившие договор с оператором и осуществляющие деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на продажу товаров пользователям-покупателям (далее - партнер-продавец), и (или) осуществляющие деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ или оказание услуг пользователям-заказчикам в рамках гражданско-правовых отношений при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - партнер-исполнитель), или являющиеся владельцами пункта (пунктов) выдачи заказов;

9) платформенная экономика - совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях;

10) поисковая выдача - предоставление пользователю информации, размещенной на посреднической цифровой платформе, в соответствии с его запросом на посреднической цифровой платформе;

11) пользователь посреднической цифровой платформы (далее - пользователь) - лицо, не являющееся оператором и использующее функционал посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (далее - пользователь-покупатель), получения результатов выполнения работ, оказания услуг (далее - пользователь-заказчик);

12) посредническая цифровая платформа - цифровая платформа, обеспечивающая в совокупности взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющая техническую возможность размещения заказов и (или) карточек товаров, совершения сделок между партнерами и пользователями, осуществления оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнера, и включенная в реестр посреднических цифровых платформ;

13) пункт приема и выдачи заказов (далее - пункт выдачи заказов) - объект логистической инфраструктуры оператора, в котором оператором или партнером осуществляется деятельность по приемке, хранению, выдаче и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также могут осуществляться иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;

14) рейтинг товара, работы, услуги, партнера, пункта выдачи заказов (далее - рейтинг) - результат оценки товара, работы, услуги и (или) деятельности партнера на посреднической цифровой платформе, формируемый оператором в соответствии с правилами посреднической цифровой платформы с учетом оценок пользователей товара, работы услуги, пункта выдачи заказов или иного результата деятельности партнера, предусмотренных правилами посреднической цифровой платформы;

15) цифровая платформа - информационная система и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 

Статья 3. Принципы и правовое регулирование платформенной экономики в Российской Федерации

1. Правовое регулирование отношений между лицами, осуществляющими использование цифровых платформ, основываются на принципах:

1) автономии воли, в том числе свободы в заключении гражданско-правовых договоров посредством цифровых платформ;

2) добросовестности;

3) имущественной самостоятельности;

4) сочетания нормативного правового и договорного регулирования отношений, возникающих между оператором, партнером и пользователем в связи с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг;

5) обеспечения безопасных условий продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на посреднических цифровых платформах, защиты прав потребителей соответствующих товаров, работ и услуг;

6) обеспечения права каждого из участников отношений, являющихся предметом регулирования настоящего Федерального закона, на защиту своих законных интересов.

2. Предоставление доступа к посреднической цифровой платформе, а также ее использование основывается на принципах:

1) равенства, в том числе равенства технических возможностей и информационного обеспечения использования посреднической цифровой платформы;

2) прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения свободного доступа лиц к посреднической цифровой платформе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Правовое регулирование платформенной экономики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Настоящий Федеральный закон и иные федеральные законы, регулирующие использование посреднических цифровых платформ, применяются с учетом ограничений, установленных частями 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, независимо от вида деятельности оператора, сферы деятельности лиц, использующих такую платформу, и информационной технологии, использованной для создания и обеспечения функционирования такой платформы.

 

Статья 4. Посреднические цифровые платформы

1. Реестр посреднических цифровых платформ ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение такого реестра.

2. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) правила формирования и ведения реестра посреднических цифровых платформ, включающие в том числе состав сведений, включаемых в реестр посреднических цифровых платформ, условия и порядок включения в реестр посреднических цифровых платформ и исключения из него;

2) критерии отнесения цифровых платформ к посредническим цифровым платформам;

3) порядок выявления посреднических цифровых платформ.

 

Глава 2. Взаимодействие оператора и партнеров

 

Статья 5. Договор между оператором и партнером. Проверка сведений о лице, имеющем намерение стать партнером

1. Взаимодействие оператора и партнеров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании договора между оператором и партнером. Такой договор может быть заключен в электронной форме на посреднической цифровой платформе.

2. При заключении договора с партнером оператор осуществляет проверку сведений о лице, имеющем намерение стать партнером, посредством единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо идентификации и аутентификации с использованием единой системы идентификации и аутентификации, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Правительство Российской Федерации вправе определить иные способы проверки лица, имеющего намерение стать партнером, а также установить обязанность оператора запрашивать у лица, имеющего намерение стать партнером, дополнительную информацию перед заключением с ним договора, осуществлять проверку достоверности представляемой информации.

3. Оператор обязан обеспечить неограниченному кругу лиц свободный и открытый доступ к правилам посреднической цифровой платформы.

4. В договоре между оператором и партнером должны содержаться в том числе следующие условия:

1) требования к партнеру;

2) порядок обмена юридически значимыми сообщениями, в том числе направления уведомления об изменении договора в срок, указанный в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

3) исчерпывающий перечень применяемых к партнеру мер ответственности, основания и порядок их применения;

4) порядок обжалования решений и действий (бездействия) оператора с указанием срока и процедуры рассмотрения жалоб, порядок дальнейшего урегулирования споров в случае недостижения согласия между оператором и партнером, порядок направления партнером сведений, необходимых оператору для принятия решения по жалобе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

5) порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на посреднической цифровой платформе;

6) порядок осуществления взаиморасчетов между оператором и партнером, включая порядок определения срока платежей;

7) порядок предоставления партнеру доступа к информации о принципах формирования рейтинга, основаниях снижения рейтинга и последствиях, наступающих для партнера при определенных значениях рейтинга;

8) порядок доступа к информации о принципах ранжирования результатов поисковой выдачи и основаниях ухудшения положения карточки товара в поисковой выдаче;

9) порядок установления, изменения партнерами цены товара, работы, услуги, включая срок вступления таких изменений в силу, а также порядок установления скидки на предлагаемые товары, работы и услуги;

10) порядок определения размера вознаграждения оператора за оказание услуг партнеру.

5. Оператор обязан размещать в соответствующем разделе личного кабинета партнера действующий и утратившие силу договоры (их редакции) с партнером с указанием периода их действия, а также предоставлять партнеру беспрепятственный доступ к ним, в том числе для ознакомления и копирования.

 

Статья 6. Предоставление партнеру доступа к посреднической цифровой платформе. Обмен юридически значимыми сообщениями

1. Предоставление партнеру доступа к личному кабинету на посреднической цифровой платформе осуществляется на основании договора между оператором и партнером путем регистрации партнера на такой платформе.

2. Оператор обязан обеспечить партнеру возможность направлять и получать юридически значимые сообщения в электронной форме.

3. Направление и получение юридически значимых сообщений обеспечиваются в личном кабинете партнера и (или) иным способом, указанном в договоре между оператором и партнером.

 

Статья 7. Размещение карточки товара, внесение изменений в карточку товара

1. При размещении карточки товара партнером, внесении им изменений в карточку товара оператор обязан:

1) обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке товара информации о таком партнере, товаре, работе, услуге, предлагаемых указанным партнером посредством размещаемой карточки товара, в том числе:

а) информации о наличии у партнера разрешений, лицензий, сертификатов или иных документов, необходимых для выполнения предлагаемых работ, оказания предлагаемых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) информацию об обязательном и добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

в) информации об исполнении требований по маркировке предлагаемых товаров, в том числе средствами идентификации, в случае, если такое требование к товару установлено Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" или законодательством Российской Федерации в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;

2) разместить в карточке товара информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке средствами идентификации, если такое требование к товару установлено в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и (или) обязательному подтверждению соответствия в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

3) разместить в карточке товара информацию о том, что оператор не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг, не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, за исключением случаев, когда оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени;

4) если партнером является иностранное лицо (далее - иностранный партнер), разместить в карточке товара информацию о том, что товары, работы, услуги предлагаются в такой карточке иностранным партнером, а также информировать пользователя об особенностях покупки товаров, заказе работ, услуг у иностранного партнера.

2. Не допускается размещение на посреднических цифровых платформах карточки товара, содержащей:

1) предложение о продаже товаров, изъятых из оборота;

2) предложение о продаже пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию или не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) предложение о продаже биологически активных добавок, не прошедших государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) предложение о продаже лекарственных препаратов, не прошедших регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предложение о продаже товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", партнера, не являющегося участником оборота товаров, подлежащих указанной маркировке;

6) предложение о продаже товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", без размещения партнером в такой карточке информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 1 настоящей статьи;

7) предложение о продаже товара, подлежащего маркировке, в том числе средствами идентификации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", или законодательством Российской Федерации в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, без размещения партнером в такой карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 настоящей статьи;

8) предложение о продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.

3. Партнер вправе самостоятельно прекратить размещение или ограничить доступ к карточке товара, содержащей предложение такого партнера, посредством личного кабинета.

4. Правительство Российской Федерации вправе:

1) установить иные требования к карточке товара, ее размещению, в том числе требования, без соблюдения которых размещение такой карточки на посреднических цифровых платформах не допускается, а также иные требования в отношении оператора по осуществлению им ввода в оборот, оборота и вывода из оборота товара, в результате которых соблюдаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации;

2) определить перечень категорий товаров, работ, услуг, предложение, продажа, выполнение, оказание которых с использованием посреднической цифровой платформы не допускается, в том числе в отношении категорий товаров, работ, услуг, предложение, продажа, выполнение, оказание которых с использованием посреднической цифровой платформы не допускаются партнерами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";

3) установить требования к осуществлению проверки оператором размещенной партнером информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 части 1 настоящей статьи, в том числе перечень используемых при такой проверке государственных информационных систем (реестров), и порядок взаимодействия с операторами таких систем (реестров).

5. Правообладатель в случае обнаружения нарушения его исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации вправе обратиться с заявлением о неправомерном размещении карточки товара к оператору.

 

Статья 8. Предоставление скидок на товары, работы, услуги

1. Снижение оператором цены предлагаемых партнером товаров, работ, услуг за свой счет или за счет партнера допускается в порядке и на условиях, предусмотренных договором между оператором и партнером, при условии направления партнеру уведомления о намерении снизить такую цену не менее чем за четырнадцать дней и получения согласия партнера на такое снижение цены за счет партнера по форме, установленной таким договором.

2. Согласие партнера на снижение цены за счет партнера не может быть выражено в форме молчания (бездействия) в ответ на уведомление оператора о намерении снизить цену предлагаемых партнером товаров, работ, услуг.

 

Статья 9. Поисковая выдача

Если на посреднической цифровой платформе допускается возмездное оказание оператором услуг, влияющих на поисковую выдачу, то оператор обязан предоставлять доступ к таким услугам всем партнерам на равной основе. В этом случае карточки товаров, на поисковую выдачу которых осуществляется влияние вследствие оказания таких услуг, должны быть обозначены для иных партнеров и пользователей способом, исключающим возможность их смешения с карточками товаров, представленными в поисковой выдаче без такого влияния.

 

Статья 10. Предоставление сведений оператором

1. Партнер вправе посредством личного кабинета запросить у оператора акт сверки взаиморасчетов и иные документы, связанные с формированием такого акта и определенные в договоре между оператором и партнером. Указанные документы предоставляются оператором в личный кабинет партнера в течение семи рабочих дней с даты направления партнером соответствующего требования.

2. Оператор осуществляет актуализацию документов, указанных в части 1 настоящей статьи, и размещает их в соответствующем разделе личного кабинета партнера не реже одного раза в месяц.

 

Статья 11. Изменение договора между оператором и партнером

1. В случае одностороннего изменения оператором договора между оператором и партнером (далее в настоящей статье - договор) оператор обязан направить уведомление партнеру в электронной форме не менее чем за пятнадцать дней до вступления такого изменения в силу.

2. Оператор вправе не соблюдать указанный в части 1 настоящей статьи срок и уведомлять партнера об изменении договора в иной срок, предусмотренный договором, если:

1) изменение договора направлено на улучшение положения партнера и (или) не ограничивает его права и законные интересы;

2) изменение договора осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти или в силу изменения законодательства Российской Федерации.

3. Оператор вправе не чаще чем один раз в три месяца изменять условия договора, если такое изменение не улучшает положение партнера и приводит к:

1) изменению мер ответственности, предусмотренных договором;

2) увеличению размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру;

3) изменению порядка определения размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру;

4) снижению размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;

5) изменению порядка определения размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;

6) изменению условий приемки, хранения, возврата товаров партнеров-продавцов.

4. Уведомление об изменении договора, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, направляется оператором партнеру не менее чем за тридцать дней до вступления такого изменения в силу.

5. Изменение договора, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, чаще чем один раз в три месяца допускается, если оно осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти или изменения законодательства Российской Федерации.

 

Статья 12. Ограничение доступа к личному кабинету. Прекращение и ограничение размещения карточки товара

1. Оператор вправе прекращать или ограничивать размещение карточки товара, при условии, что указанные меры, основания и порядок их применения предусмотрены в договоре между оператором и партнером, а также в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации, исполнения вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти.

В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для прекращения или ограничения размещения карточки товара, такие меры подлежат отмене в течение одного дня.

2. Оператор вправе ограничивать доступ к личному кабинету (далее - блокировка) в случаях:

1) нарушения партнером законодательства Российской Федерации;

2) предусмотренных договором между оператором и партнером;

3) обнаружения признаков и (или) факта неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету, в том числе при получении соответствующего запроса партнера.

3. В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокировки, такая блокировка прекращается в течение одного дня.

4. Применение оператором мер, предусмотренных настоящей статьей, допускается только при условии направления оператором партнеру мотивированного уведомления в электронной форме не позднее чем за три дня до применения таких мер.

Указанное в абзаце первом настоящей части уведомление направляется в день применения мер, предусмотренных настоящей статьей, если оператор осуществил блокировку, прекращение или ограничение размещения карточки товара в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации, исполнения вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти или устранения неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету партнера.

5. При осуществлении блокировки в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, оператор обязан обеспечить партнеру доступ к данным, связанным с осуществлением партнером деятельности на посреднической цифровой платформе, в том числе к разделам личного кабинета, указанным в части 5 статьи 5 и статье 10 настоящего Федерального закона, а также разделам личного кабинета, обеспечивающим возможность предъявления партнером жалобы к оператору в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

6. В случае исключения обстоятельств, послуживших основанием для применения мер, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, оператор обязан отменить примененные меры в течение одного дня с момента, когда о таких обстоятельствах стало известно оператору.

 

Статья 13. Рассмотрение жалоб (разрешение споров) на посреднической цифровой платформе

1. До обращения в суд для оспаривания действия (бездействия) оператора, связанного с применением мер гражданско-правовой ответственности, блокировкой, прекращением размещения карточки товара, снижением рейтинга партнера и ухудшения положения карточки товара в поисковой выдаче, является обязательным предъявление партнером жалобы к оператору в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров).

Оператор обязан организовать систему досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров), обеспечить партнеру возможность обжаловать действия (бездействие), предусмотренные абзацем первым настоящей части, и направить ответ на такую жалобу в срок не более десяти дней со дня ее подачи в указанную систему.

2. Подача жалобы в систему досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) осуществляется в электронной форме с приложением документов (сведений), указывающих на необоснованность действий (бездействия) оператора, предусмотренных абзацем первым части 1 настоящей статьи, посредством личного кабинета партнера.

3. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к системе досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров).

4. Оператор обязан отменить примененные меры в течение одного дня с момента признания жалобы, указанной в части 1 настоящей статьи, обоснованной.

5. Указанный в настоящей статье досудебный прядок урегулирования спора не применяется в случае, когда блокировка или прекращение размещения карточки товара осуществлены оператором в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации, исполнения вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти.

 

Глава 3. Особенности взаимодействия операторов и партнеров-исполнителей, являющихся физическими лицами

 

Статья 14. Взаимодействие операторов и партнеров-исполнителей, являющихся физическими лицами

1. Физическое лицо, оказывающее услуги, выполняющее работы в соответствии с договорами, заключенными с оператором и (или) пользователем- заказчиком, признается партнером-исполнителем в случае соблюдения следующих требований:

1) предлагаемый партнеру-исполнителю к исполнению заказ направлен на выполнение конкретной работы, оказание конкретной услуги и не предусматривает наличия у партнера-исполнителя режима (графика) работы и подчинения правилам внутреннего трудового распорядка оператора или пользователя-заказчика;

2) партнер-исполнитель самостоятельно принимает решение о выполнении работы, оказании услуги и вправе не принимать заказ без применения к нему мер ответственности, за исключения случаев добровольного выбора партнером-исполнителем периода времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) оператор или пользователь-заказчик не привлекают на посреднической цифровой платформе партнера-исполнителя к выполнению дополнительных работ, оказанию дополнительных услуг, не указанных в принятом партнером-исполнителем заказе, и не могут продлить определенное в заказе время выполнения работы, оказания услуги;

4) вознаграждение партнеру-исполнителю перечисляется оператором за счет пользователя-заказчика за выполненную работу и (или) оказанную услугу в рамках каждого заказа отдельно.

2. Отношения между оператором и (или) пользователем-заказчиком, являющимся физическим лицом, с одной стороны, и партнером-исполнителем, с другой стороны, носят гражданско-правовой характер и не являются трудовыми отношениями.

 

Статья 15. Права и обязанности партнера-исполнителя при взаимодействии с оператором

1. Партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, обязан осуществлять исполнение заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, договорами, заключаемыми им с пользователями-заказчиками и (или) оператором, стандартами качества выполнения работ, оказания услуг, требованиями к деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, установленными оператором и (или) пользователем-заказчиком.

2. Партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, вправе:

1) получать от оператора информацию об условиях осуществления деятельности на посреднической цифровой платформе, включая информацию об условиях договора между оператором и партнером-исполнителем, стандартах качества выполнения работ, оказания услуг, установленных оператором, применении автоматизированных систем, способах защиты своих прав, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) самостоятельно определять место и время принятия и исполнения заказов, период времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, в частности:

а) знакомиться с условиями заказа и принимать заказ или отказываться от его принятия без применения к нему мер ответственности, за исключением случаев, когда партнер-исполнитель добровольно установил период времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, если оператор предлагает партнеру-исполнителю принять и исполнить заказ;

б) самостоятельно принимать решение о выборе конкретного варианта или об отказе от всех вариантов, если оператор предлагает на выбор варианты места и периода времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги;

3) получать вознаграждение за каждый исполненный заказ в установленный договором срок;

4) принимать и исполнять заказы на разных посреднических цифровых платформах в любой период времени;

5) в любое время приостанавливать или прекращать принятие заказов в порядке и на условиях, предусмотренных договором с оператором;

6) обжаловать принятые в отношении него решения оператора в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;

7) на добровольной основе принимать участие в общественных объединениях партнеров-исполнителей.

 

Статья 16. Права и обязанности оператора при взаимодействии с партнером-исполнителем

1. Оператор при взаимодействии с партнерами-исполнителями, являющимися физическими лицами, обязан:

1) устанавливать и публиковать на посреднической цифровой платформе стандарты качества выполнения работ, оказания услуг, на которые размещены заказы;

2) предоставлять равные технические возможности по использованию посреднической цифровой платформы для пользователей-заказчиков и для партнеров-исполнителей с учетом особенностей, устанавливаемых оператором для определенных категорий пользователей-заказчиков и партнеров-исполнителей, в том числе с учетом оценки деятельности партнера-исполнителя (если партнер-исполнитель осуществляет деятельность в нескольких отраслях и (или) выполняет несколько видов работ, оказывает несколько видов услуг, то оператор обязан предоставлять равный функционал для него и равный функционал для пользователя-заказчика в пределах отраслей и (или) видов работ, услуг);

3) обеспечивать равные условия доступа пользователей-заказчиков к посреднической цифровой платформе для размещения заказа, а также доступа партнеров-исполнителей к посреднической цифровой платформе для принятия заказа, за исключением случаев ограничения доступа партнера-исполнителя к принятию заказов в связи с нарушением партнером-исполнителем договора между партнером-исполнителем и пользователем-заказчиком или оператором или договора между оператором, пользователем-заказчиком и партнером-исполнителем;

4) обеспечивать ознакомление партнера-исполнителя с основными условиями заказа, в том числе со следующими:

а) вид работ, услуг;

б) место и время начала исполнения заказа;

в) продолжительность выполнения работ, оказания услуг, если партнер-исполнитель выполняет работу, оказывает услугу по заказу пользователя-заказчика или оператора в течение установленного периода времени;

г) минимальный размер вознаграждения за исполнение заказа в соответствии с установленной оператором и (или) пользователем-заказчиком ценой договора;

5) информировать партнера-исполнителя о наличии установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований к деятельности партнера-исполнителя по оказанию услуг и (или) выполнению работ и обеспечивать исполнение таких требований;

6) производить оценку рисков безопасного выполнения работ, оказания услуг партнерами-исполнителями и содействовать им в этом, если иное не предусмотрено договором между оператором и пользователем-заказчиком;

7) установить:

а) ограничения на систематическое и продолжительное выполнение работ, оказание услуг партнером-исполнителем для одного и того же пользователя-заказчика. Предельное время выполнения работ, оказания услуг одному пользователю-заказчику и (или) предельно допустимое количество заказов, исполняемых партнером-исполнителем для одного пользователя-заказчика, в отдельных сферах деятельности могут устанавливаться Правительством Российской Федерации;

б) ограничения на распределение заказов между определенными партнерами-исполнителями и предусмотрена возможность выбора пользователем-заказчиком партнера-исполнителя для исполнения заказа только посредством автоматизированных систем. Требования к автоматизированным системам могут быть установлены Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;

в) ограничения на принятие заказов партнерами-исполнителями, в том числе осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", которые до начала выполнения ими работ и (или) оказания услуг на посреднической цифровой платформе состояли в трудовых отношениях с пользователями-заказчиками в течение двух лет.

8) при наличии требований, установленных законодательством Российской Федерации или договором, контролировать:

а) максимальное количество часов ежедневного выполнения работ, оказания услуг, связанных с использованием партнером-исполнителем источника повышенной опасности или риском причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также ежедневной деятельности партнера-исполнителя по отдельным видам работ, услуг и для отдельных категорий партнеров-исполнителей;

б) предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей для партнеров-исполнителей по отдельным видам работ, услуг, а также для отдельных категорий партнеров-исполнителей;

в) перечень видов работ, услуг, для выполнения, оказания которых привлечение несовершеннолетних партнеров-исполнителей не допускается;

9) обеспечивать партнеру-исполнителю техническую возможность ознакомиться с предложениями страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов и подавать заявку на заключение договора добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, если указанные организации и фонды воспользовались возможностью разместить такие предложения на посреднической цифровой платформе в соответствии с пунктом 2 настоящей части;

10) по запросу страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов обеспечивать возможность размещения на посреднической цифровой платформе информации о предлагаемых ими страховых продуктах добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, добровольного медицинского страхования, а также обеспечивать техническую возможность заключения соответствующих договоров при условии технической совместимости и наличия такой возможности у таких организаций и фондов;

11) предоставлять преференции партнерам-исполнителям, добровольно вступившим в отношения по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и заключившим договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договоры добровольного страхования от несчастных случаев и болезней и договоры добровольного медицинского страхования. Минимальный объем таких преференций устанавливается Правительством Российской Федерации;

12) обеспечивать соблюдение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации к заключению с иностранными гражданами договоров подряда, возмездного оказания услуг на территории Российской Федерации.

2. Оператор при взаимодействии с партнерами-исполнителями, являющимися физическими лицами, имеет право:

1) определять с помощью автоматизированных систем конкретного партнера-исполнителя для направления предложения об исполнении заказа;

2) определять размер, порядок и срок выплаты вознаграждения партнеру-исполнителю, в том числе с использованием автоматизированных систем, а также получения вознаграждения оператора за услуги, оказанные партнером-исполнителем на посреднической цифровой платформе, если договором оператора с пользователем-заказчиком и (или) партнером-исполнителем предусмотрена выплата такого вознаграждения;

3) оценивать деятельность партнера-исполнителя на посреднической цифровой платформе на основе данных о соблюдении им условий договоров с пользователями-заказчиками и оператором, и размещать на такой платформе рейтинг партнера-исполнителя, формируемый оператором и (или) пользователем-заказчиком;

4) в случаях, предусмотренных договором между оператором и пользователем-заказчиком, вести учет количества и качества выполненных партнером-исполнителем на посреднической цифровой платформе работ, оказанных им на такой платформе услуг;

5) применять к партнеру-исполнителю предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором меры и осуществлять блокировку за неисполнение, ненадлежащее исполнение принятого партнером-исполнителем заказа или отказ от принятия заказа в период времени, в течение которого он обязался выполнять работы, оказывать услуги;

6) оплачивать расходы партнеров-исполнителей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части осуществления страховых взносов, а также расходы партнеров-исполнителей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного страхования от несчастных случаев и болезней и добровольного медицинского страхования;

7) предоставлять возможности для получения партнерами-исполнителями дополнительного профессионального образования и (или) профессионального обучения, в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) мобильных приложений с целью соблюдения стандартов качества выполнения работ, оказания услуг и повышения качества исполнения заказа;

8) предоставлять партнеру-исполнителю инструменты и материалы для исполнения заказа в соответствии со стандартами качества выполнения работ, оказания услуг в порядке и на условиях, установленных оператором;

9) предлагать партнеру-исполнителю на выбор варианты места и периоды времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, либо подтверждать предлагаемые партнером-исполнителю вариант места и период времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги;

10) проверять наличие у партнера-исполнителя опыта выполнения работ, оказания услуг определенной специальности или квалификации, если соответствующие опыт, специальность или квалификация необходимы пользователю-заказчику для выполнения работ, оказания услуг;

11) отказывать пользователю-заказчику в размещении заказов, если выполнение работ, оказание услуг по ним связаны с опасностью для жизни и здоровья пользователя-исполнителя.

 

Глава 4. Логистическая инфраструктура оператора

 

Статья 17. Общие положения о логистической инфраструктуре оператора

1. В целях исполнения договоров, заключаемых с партнерами-продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов, оператор вправе использовать объекты логистической инфраструктуры оператора, необходимые для доставки товаров и принадлежащие оператору или привлекаемым им третьим лицам на праве собственности или ином законном основании.

2. Объекты логистической инфраструктуры оператора должны соответствовать предусмотренным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, применяемым в зависимости от вида объекта, а также требованиям, предъявляемым к обращению товаров, в том числе продовольственных.

3. Оператор обязан обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к обращению товаров, в случае осуществления продажи товаров с использованием логистической инфраструктуры такого оператора.

4. Оператор обязан обеспечить возможность осуществить возврат партнеру-продавцу товаров с использованием логистической инфраструктуры оператора, если доставка такого товара была осуществлена с использованием логистической инфраструктуры оператора.

 

Статья 18. Пункты выдачи заказов

1. Товар, приобретаемый пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, может предоставляться в пункте выдачи заказов пользователю-покупателю для ознакомления, распаковки и проверки, в том числе с возможностью примерки с использованием примерочных, если они оборудованы в пункте выдачи заказов.

2. Оператор обязан утвердить правила взаимодействия между оператором, партнером-продавцом и владельцем пункта выдачи заказов при обороте товаров. Такие правила должны содержать в том числе нормы о распределении рисков случайной гибели или повреждения товаров, ответственности, связанной с оборотом товаров, порядке осуществления владельцем пункта выдачи заказов деятельности по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товара, в отношении которого был заключен договор купли-продажи на посреднической цифровой платформе. Правительство Российской Федерации вправе утвердить дополнительные требования к содержанию указанных правил.

3. Проведение владельцем пункта выдачи заказов денежных расчетов с пользователем-покупателем в интересах партнера-продавца, чьи товары заказаны пользователем-покупателем, не влечет признания пункта выдачи заказов торговым объектом, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи.

4. Если в пункте выдачи заказов осуществляются выкладка, демонстрация товаров или торговля товарами, не заказанными на посреднической цифровой платформе, то к пункту выдачи заказов применяются требования, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" для торговых объектов.

 

Глава 5. Заключительные положения

 

Статья 19. Информационный обмен с налоговыми органами

1. Информационный обмен с налоговыми органами осуществляется оператором в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Оператор должен соблюдать требования к информационному обмену, содержащиеся в протоколах, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Порядок проведения сертификации информационных систем оператора, к которым предоставляется доступ в рамках информационного обмена с налоговыми органами, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

Статья 20. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в Российской Федерации

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований, предусмотренных:

1) в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в части соблюдения правил и требований, предусмотренных статьями 5, 6, 8 - 13 настоящего Федерального закона и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных требований, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства;

2) в рамках контроля за соблюдением трудового законодательства в части соблюдения правил и требований, предусмотренных статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных требований, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением трудового законодательства;

3) в рамках контроля в сфере законодательства о защите прав потребителей в части соблюдения правил и требований, предусмотренных статьями 7 (за исключением требований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 7 настоящего Федерального закона), 17 и 18 настоящего Федерального закона и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных требований, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере законодательства о защите прав потребителей;

4) в рамках контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части соблюдения правил и требований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 7 настоящего Федерального закона и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных требований, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

 

Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

 

ГАРАНТ:

См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта