Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России 28.12.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий 2024 года по итогам проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за 2023 год и годовой бюджетной отчетности Счетной палатой Российской Федерации, направленного на минимизацию последующих нарушений ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования отчетности, утвержденного Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 16.09.2024, в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 28.06.2024 N ДГ-П13-20152, и предполагает усиление административной ответственности за несоблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации.
1. По результатам анализа правоприменительной практики органами государственного (муниципального) финансового контроля выявляются неоднократные существенные нарушения порядков предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также нарушения законодательных и иных нормативных правовых (правовых) актов при использовании указанных средств, не относящиеся к условиям их предоставления. При этом действующая редакция статей 15.15.4 и 15.15.5 КоАП устанавливает возможность применения административной ответственности исключительно за нарушение условий их предоставления.
В этой связи предлагается расширить объект охраняемых бюджетных отношений (порядка и (или) условий предоставления (использования) средств, предоставляемых из бюджета бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), что должно фактически декриминализировать нарушения при предоставлении и расходовании соответствующих бюджетных средств.
2. По результатам проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия "Аудит государственной информационной системы "Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ГИС ГМУ), Счетной палатой Российской Федерации были представлены предложения о проработке применения ГИС ГМУ в качестве источника юридически значимых сведений, используемых органами государственного (муниципального) финансового контроля при проведении контрольных мероприятий в том числе в рамках запросов государственным (муниципальным) учреждениям. Так, государственные (муниципальные) учреждения обязаны размещать документы, в том числе годовую бюджетную (бухгалтерскую) отчетность в ГИС ГМУ. При этом в настоящий момент не установлена ответственность для должностных лиц и юридических лиц за неразмещение и (или) размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо ложной информации в ГИС ГМУ.
В этой связи предлагается ввести административную ответственность для должностных лиц и юридических лиц за неразмещение и (или) размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо ложной информации в ГИС ГМУ в целях упрощения процедуры предоставления органам государственного (муниципального) контроля информации при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля, а также снижения административной нагрузки на государственные (муниципальные) учреждения в связи с автоматизацией предоставления информации органам государственного (муниципального) финансового контроля.
Предлагаемый размер санкции в соответствии с выше указанной административной ответственностью рассчитан исходя из анализа правоприменения аналогичных статей КоАП (статья 13.19.3 КоАП).
3. Практика правоприменения положений статьи 15.15.6 КоАП выявила многочисленные вопросы в части определения лиц, на которых должна возлагаться административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое искажение было допущено в результате ненадлежащего документального оформления первичными учетными документами фактов хозяйственной жизни и (или) непередачи (несвоевременной) передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (в частности в случаях передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности). Это также отмечено Счетной палатой Российской Федерации по результатам проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за 2023 год и годовой бюджетной отчетности.
В этой связи законопроектом планируется уточнить перечень лиц, на которых возлагается указанная ответственность, и лиц, которые освобождаются от ее применения.
4. Вместе с тем в рамках поступающих запросов, жалоб, обращений органов государственного (муниципального) финансового контроля по вопросам осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, связанным с проведением, продлением и приостановлением контрольных мероприятий, в том числе по причине непредставления документов, что приводит к воспрепятствованию эффективному осуществлению полномочий по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.
В этой связи предлагается увеличить размер санкции, установленной в рамках административной ответственности, статьи 19.7 КоАП в целях повышения эффективности осуществления полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля при проведении контрольных мероприятий, а также приведения размера санкции в соответствие по аналогичным административным правонарушениям при осуществлении контроля в сфере закупок, имеющим аналогичную правовую природу (статья 19.7.2 КоАП).
5. Основываясь на поступающих обращениях органов государственного финансового контроля предлагается наделить полномочиями по рассмотрению дел по всем административным правонарушениям от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, руководителей структурных подразделений и их заместителей (статья 23.7.1 КоАП).
Руководители структурных подразделений и их заместители наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений, имеющих не меньший характер и степень общественной опасности, по сравнению с делами об административных правонарушениях, рассматриваемых руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместителями.
Предлагаемые изменения будут способствовать более оперативному рассмотрению дел об административных правонарушениях и соблюдению сроков осуществления производства по делам об административных правонарушениях и привлечения виновных лиц к административной ответственности, снижению административной нагрузки на уполномоченных должностных лиц.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерацией.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Принятие указанного законопроекта не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не будет оказывать влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.