Лицензирование производства и реализации игрового оборудования (С.В. Булаев, "Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2009 г.)

Лицензирование производства и реализации игрового оборудования


С тех пор как производство и реализация игрового оборудования были внесены в список лицензируемых видов деятельности*(1), прошел не один год, прежде чем были приняты необходимые нормативные акты. Регламент по лицензированию деятельности по производству и реализации игрового оборудования*(2) (далее - Регламент по лицензированию) можно считать завершающим документом по лицензионному контролю производителей. Тот факт, что нормативная база в сфере игорного бизнеса все же пополняется, позволяет надеяться на то, что у игорного бизнеса есть будущее. Пока же мы предлагаем читателю ознакомиться с настоящим и расширить свой кругозор знаниями в смежной с проведением азартных игр области.


В рамках норм каких документов разработан регламент?


Министерству промышленности и торговли функции по лицензированию производства и реализации переданы чуть менее года назад Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724. В рамках предоставленных полномочий министерство разработало регламент, исходя из Закона о лицензировании отдельных видов деятельности*(3). Помимо закона приняты во внимание ряд подзаконных актов, главным из которых является Положение о лицензировании деятельности по производству и реализации игрового оборудования*(4) (далее - Положение о лицензировании). Регламент не должен вступать в противоречие ни с одним из упомянутых нормативных актов, он должен лишь дополнять и уточнять их положения. Поэтому если по каким-либо вопросам у правоприменителей возникают разногласия, то урегулировать их следует, применяя не только нормы ведомственного регламента, но и положения всех имеющихся в сфере лицензирования нормативных актов.


Нужен ли игорным заведениям регламент?


Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Регламент разработан для работников министерства и тех организаций, которые занимаются производством и реализацией игрового оборудования. Игорные заведения этим не занимаются, единственное, с чем они могут столкнуться, это с реализацией данного оборудования. Является ли это достаточным основанием для того, чтобы при заключении договора купли-продажи подтверждать свои полномочия по сделке лицензией на производство и реализацию игрового оборудования?

Если проанализировать нормы Положения о лицензировании, то можно ответить отрицательно на поставленный вопрос. В данном документе деятельность по реализации игрового оборудования рассматривается неразрывно с его производством. Об этом свидетельствуют ряд отдельных лицензионных требований (например, наличие авторских прав и экспертизы игровых программ), что под силу выполнить только производителям игрового оборудования, но никак не игорным заведениям, реализовавшим несколько своих игровых автоматов. К тому же сама формулировка лицензируемого вида деятельности ("производство и реализация игрового оборудования"), используемая в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, говорит в пользу того, что эти направления взаимосвязаны и не предполагают выдачу лицензии либо только на производство, либо только на реализацию игрового оборудования. Лицензия является единой, она выдается на оба направления предпринимательской деятельности. При этом отправной точкой служит производство игрового оборудования. Реализация может рассматриваться как дополнение к производственной деятельности, если исходить из буквального понимания формулировки лицензируемого вида деятельности.

В то же время отдельные арбитражные суды, анализируя эту же формулировку Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, делают прямо противоположные выводы. Так, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 N А33-7029/2007-03АП-1534/2007 указано, что лицензированию подлежит деятельность как по производству, так и по реализации специального игрового оборудования, предназначенного для игорного бизнеса. Отсутствие у продавца лицензии на производство и реализацию дает основание считать недействительной совершенную сделку купли-продажи игрового оборудования (ст. 173 ГК РФ). В этом случае у покупателя не возникает обязанности оплатить поставленный ему товар, что, конечно же, на руку нерадивому покупателю, не исполняющему принятых на себя обязательств.

Заметим, аналогичные выводы не в пользу продавца игрового оборудования, не имеющего лицензии, сделаны в Постановлении ФАС СЗО от 26.06.2006 N А56-1305/2006. Но тогда суд принял решение в отсутствие Положения о лицензировании. Третий арбитражный апелляционный суд мог учесть положения данного документа, но не посчитал это необходимым, так как его нормы не должны вступать в противоречие с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, который, тем не менее, не содержит однозначного ответа на спорный вопрос.

По мнению автора, не стоит спешить с окончательными выводами исходя из отдельных судебных решений, не в полной мере учитывающих положения нормативных актов. Организации, сомневающейся в объективности решений судебных инстанций, можно посоветовать отправить запрос в лицензирующий орган, который более компетентен в данном вопросе и может сказать точнее, нужно или нет получать продавцу игрового оборудования лицензию на его производство и реализацию. Пока же официальных разъяснений на этот счет не опубликовано, поэтому вопрос до сих пор является спорным. И если организация (по примеру решений судебных инстанций) рассматривает возможность получения лицензии, то ей будут небезынтересны нормы Регламента по лицензированию.


В чем состоят полномочия лицензирующего органа?


Перечень полномочий лицензирующего органа приведен в ст. 6 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом названным законом допускается, что порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В связи с тем, что в Положении о лицензировании четко не закреплены полномочия лицензирующего органа, он в своей деятельности может руководствоваться соответствующими нормами Регламента по лицензированию.

В данном документе сказано, что в Министерстве промышленности и торговли лицензированием производства и реализации игрового оборудования занимается отдельный департамент базовых отраслей промышленности. В его функции входит рассмотрение заявлений соискателей лицензий (лицензиатов) и прилагаемых к ним документов, проведение проверок полноты и достоверности сведений о соискателях лицензий, а также проверок возможности выполнения ими лицензионных требований и условий. При предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, продлении, приостановлении, возобновлении ее действия департамент занимается подготовкой и утверждением соответствующих заключений и проектов приказов Минпромторга. Уведомление лицензиатов о принятом решении, выдача лицензии, а также документа, подтверждающего ее наличие, дубликата или заверенной копии такого документа также относятся к компетенции департамента.

Помимо "внешних" функций по взаимодействию с лицензиатами, департаменту переданы "внутренние" обязанности, заключающиеся в ведении раздела реестра лицензий*(5), ведении лицензионного дела соискателя лицензии, предоставлении информации, содержащейся в реестре лицензий, по официальному запросу заинтересованных лиц. Не следует забывать о подготовке предложений по проведению проверок деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям, а при их грубом нарушении - о подготовке материалов на аннулирование лицензии, за что тоже отвечает департамент Минпромторга.

Можно заметить, что перечисленные положения регламента практически повторяют аналогичные нормы Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Уточняются и детализируются отдельные полномочия, возможно, для того, чтобы лицензирующий орган четко представлял, что ему позволено, и в своей деятельности не выходил за рамки предоставленных законом и регламентом полномочий.


Движение документов в министерствах и ведомствах


Департамент Минпромторга принимает документы как от соискателя лицензии, так и от лицензиата, который уже имеет лицензию, но нарушил лицензионные условия, установленные Положением о лицензировании.

1. Представление документов. На получение лицензии принимается комплект документов, предусмотренный ст. 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности и п. 5 Положения о лицензировании. Напомним, в него входят:

- заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются наименование, организационно-правовая форма юрлица, место его нахождения, ОГРН, ИНН, лицензируемый вид деятельности и т.д.;

- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и необходимых для производства и реализации игрового оборудования;

- копия свидетельства о подтверждении авторских прав на программы для электронных вычислительных машин, используемые в игровых автоматах, копия договора о передаче (полной или частичной) исключительных (имущественных) прав на такие программы либо копия декларации авторства в свободной форме;

- копия сертификата об утверждении типа игровых автоматов и копии актов о проведении в отношении каждого экземпляра игрового автомата контроля соответствия утвержденному типу;

- копия документа, содержащего результаты экспертизы игровых программ, используемых в игровых автоматах и (или) ином игровом оборудовании, с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей.

На переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, достаточно подать соответствующее заявление. В нем указываются новые сведения о лицензиате, его правопреемнике либо об ином лице и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Об этом говорится в ст. 11 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

На приостановление действия лицензии от организации-лицензиата никаких документов не требуется. Такое решение выносится в порядке привлечения нарушителя к административной ответственности. Однако, чтобы возобновить действие лицензии, организации следует представить в департамент комплект документов, подтверждающих устранение нарушений лицензионных требований и условий. Какие документы должны входить в комплект, ни в законе, ни в регламенте не уточняется. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке в зависимости от того, какие требования и условия нарушены.

2. Получение и рассмотрение документов. При получении пакета документов от соискателя лицензии или лицензиата департамент направляет письмом или вручает лично копию описи документов с отметкой о дате приема. Далее проводится проверка полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, проверка возможности выполнения им установленных требований и условий. В отношении лицензиата-нарушителя осуществляется проверка документов, подтверждающих устранение нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

3. Подготовка заключения и проекта приказа. По результатам проверки департамент подготавливает и утверждает заключение о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, продлении, приостановлении, возобновлении ее действия. Здесь же можно упомянуть заключение о переоформлении (отказе в переоформлении) документа, подтверждающего наличие у производителя лицензии. Одновременно с соответствующим заключением подготавливается проект приказа Минпромторга. При подготовке отрицательного заключения соискателю лицензии (лицензиату) направляется письмо с указанием причин отказа и приложением копии приказа.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения заявления. После того как принято решение, лицензиату остается оплатить сборы и забрать лицензию и документ, подтверждающий ее наличие.


Лицензионные сборы


Выдача лицензии и документа, подтверждающего ее наличие, производится после получения соискателем (лицензиатом) письменного уведомления и представления им в департамент документа, подтверждающего оплату лицензионных сборов. Напомним, размеры сборов за получение лицензии, за переоформление документа, подтверждающего ее наличие, установлены в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. В ней выделены общие и специальные тарифы по оплате действий, связанных с лицензированием. Например, специальные расценки по лицензированию предусмотрены в пп. 72 п. 1 ст. 333.33 НК РФ для букмекерских контор и тотализаторов. Для производителей игрового оборудования специальных норм нет, поэтому им нужно следовать общим положениям пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, согласно которым за действия, связанные с лицензированием, взимается:

- сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в размере 300 руб.;

- лицензионный сбор за предоставление лицензии - 1 000 руб.

Если лицензию требуется переоформить, то за эти действия взимается сбор в размере 100 руб.

Кроме того, у соискателей лицензии возможны иные расходы, связанные с получением лицензии, например по оплате консультационных услуг, услуг по заверению копий документов. Эти расходы не относятся к лицензионным сборам, и у организации нет необходимости подтверждать их документально для лицензирующего органа.

При обращении лицензиата и оплате им лицензионных сборов он оформляет дубликат и копию документа, подтверждающего наличие лицензии. Первый документ выдается лицензиату, второй направляется с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, занимающийся государственной регистрацией юридических лиц. Туда же в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о приостановлении, возобновлении или прекращении (аннулировании) действия лицензии департамент направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом.

Проще говоря, обо всех действиях в области лицензирования производства и реализации игрового оборудования ставится в известность налоговый орган, который в свою очередь также может информировать лицензирующий орган обо всех регистрационных изменениях лицензиата. Взаимодействуя таким образом, контролирующие органы проверяют имеющиеся у них сведения и осуществляют контроль, каждый в пределах предоставленных ему полномочий. Остановимся на проверках лицензирующего органа.


Контроль за соблюдением лицензионных требований


Лицензионный контроль проводится в целях проверки сведений о соискателе лицензии (лицензиате) и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Департамент составляет график плановых проверок лицензиатов, которые проводятся на основании распоряжений министерства. Сами проверки осуществляются лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей в ходе государственного контроля*(6). Заметим, данный нормативный акт утрачивает силу с 01.07.2009 в связи с принятием аналогичного Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля*(7), о котором было рассказано в одном из предыдущих номеров журнала*(8).

Особое внимание в ходе проверки соблюдения лицензионных требований и условий уделяется грубым нарушениям. К ним относятся следующие неоднократные и неустранимые нарушения (п. 13 Положения о лицензировании):

- несоблюдение лицензиатом требований к игровым автоматам согласно правилам проведения испытаний игровых автоматов с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу;

- отсутствие проведения лицензиатом контроля за соответствием игровых автоматов утвержденному типу;

- использование в игровых автоматах игровых программ, содержащих недекларированные возможности (функциональных объектов и средств, не указанных в сопроводительной технической документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности информации).

При выявлении подобных нарушений лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательскую деятельность на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц. Если лицензиат в установленный срок не устранил нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, департамент по согласованию с юридическим отделом подготавливает необходимые материалы в суд для аннулирования лицензии.

Все описанные процедуры контроля и меры реагирования вполне традиционны и достаточно отработаны для любого лицензируемого вида деятельности, поэтому организациям, занимающимся производством и реализацией игрового оборудования, не стоит испытывать их на себе, для чего нужно соблюдать требования и условия, установленные Положением о лицензировании.


С.В. Булаев


"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2009 г.


------------------------------------------------------------------------

*(1) Изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ.

*(2) Утвержден Приказом Минторга РФ от 03.03.2009 N 95.

*(3) Федеральный закон от 08.01.2001 N 128-ФЗ.

*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 N 603.

*(5) Департамент ведет реестр лицензий на бумажном и электронном носителях, также эта информация вносится в сводную базу данных реестра лицензий Минпромторга.

*(6) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ.

*(7) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

*(8) Статья М.В. Семенова "Ограничения прав должностных лиц и защита прав проверяемых заведений", N 1, 2009.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Адрес в Интернете: www.audar-press.ru