Вопрос: ООО находится на стадии ликвидации. Сделан промежуточный ликвидационный баланс. Необходимо ли представить вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица также промежуточный ликвидационный баланс? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

ООО находится на стадии ликвидации. Сделан промежуточный ликвидационный баланс.

Необходимо ли представить вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица также промежуточный ликвидационный баланс?


После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ). При этом указанной нормой предоставление утвержденного промежуточного ликвидационного баланса в какие-либо органы не предусмотрено.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса с соблюдением сроков, установленных п. 4 данной статьи. Для этого необходимо представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Уведомление). Отметим, что указанная форма не содержит указаний на необходимость представления вместе с Уведомлением собственно промежуточного ликвидационного баланса.

В этой связи полагаем, что представлять другие документы, помимо Уведомления, например сам промежуточный ликвидационный баланс или протокол, которым он был утвержден, законодательство не требует (п. 14.2.05.70 письма от 31.01.2014 N СА-4-14/1645, Вопрос: Какие документы представляются в регистрирующий орган при уведомлении о назначении ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а также при составлении промежуточного ликвидационного баланса? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)).

Вместе с тем в судебной практике встречается и противоположная точка зрения. Так, ФНС России письмом от 04.07.2016 N ГД-4-14/11938@ в целях формирования положительной судебной практики направила "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2016)" (далее - Обзор). Судебное решение, указанное в пп. 2.2 Обзора, содержит указание на то, что утверждение промежуточного ликвидационного баланса является одним из этапов ликвидации юридического лица, который предполагает уведомление регистрирующего органа о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (то есть определенно подразумевается представление вместе с Уведомлением и самого промежуточного баланса).

Резюмируя: прямой нормы, требующей представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса, законодательство не содержит. Вместе с тем во избежание возможных претензий со стороны регистрирующего органа направление вместе с Уведомлением собственно промежуточного баланса следует признать целесообразным.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Котыло Игорь


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим


27 января 2017 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.