Вопрос: ООО зарегистрировано в сентябре 2015 года. В его уставе прописано, что ООО имеет круглую печать с указанием его места нахождения. В 2016 году ООО сменило юридический адрес на другой регион. Печать ООО не поменяло. На договорах, первичных учетных документах ставится старая печать с указанием прежнего места нахождения. Какие правовые последствия этого могут быть? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

ООО зарегистрировано в сентябре 2015 года. В его уставе прописано, что ООО имеет круглую печать с указанием его места нахождения. В 2016 году ООО сменило юридический адрес на другой регион. Печать ООО не поменяло. На договорах, первичных учетных документах ставится старая печать с указанием прежнего места нахождения.

Какие правовые последствия этого могут быть?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проставление печати со старым местом нахождения организации на договорах и первичных учетных документах не влияет на их юридическую силу.


Обоснование вывода:

Прежде отметим, что скрепление печатью не поименовано среди требований к форме письменных сделок, как многосторонних (договоров), так и односторонних, например доверенностей. Пункт 1 ст. 160 ГК РФ относит скрепление печатью к числу дополнительных требований, которые могут быть предусмотрены законом или соглашением сторон. А п. 4 ст. 185.1 ГК РФ скрепление печатью среди реквизитов доверенности, выдаваемой юридическим лицом, не упоминает вовсе. Из указанных, а также иных норм Гражданского кодекса РФ следует, что по общему правилу совершение письменной сделки юридическим лицом определяется наличием на документе подписи физического лица, надлежащим образом уполномоченного на это, прежде всего органов юридического лица (ст. 53 ГК РФ).

Также оттиск печати не поименован среди обязательных реквизитов первичных учетных документов в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Поэтому при оформлении первичных документов оттиск печати в принципе не является обязательным, вопрос о включении в них такого реквизита находится в компетенции организации (письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).

Соответственно, по общему правилу, в отсутствие дополнительных указаний закона или соглашения сторон даже отсутствие печати на документах, подписываемых от имени общества его органами или представителями, не влияет на юридическую силу таких документов.

В связи с этим заметим, что общество с ограниченной ответственностью вправе, но не обязано иметь печать, сведения о которой вносятся в устав общества (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Каких-либо требований к порядку изготовления, использования и уничтожения печатей организациями не предусмотрено. Исходя из сложившейся практики, печать юридического лица может содержать и указание на место его нахождения. Представляется логичным, что со сменой места нахождения юридическое лицо должно использовать новую печать, содержащую его новое место нахождения. Однако поскольку, как было сказано выше, само по себе скреплению печатью не связывается законом с наступлением юридических последствий, представляется очевидным, что и использование печати с устаревшими реквизитами юридического лица, в частности места его нахождения, не может повлиять на юридическую силу документов, на которых проставлен ее оттиск.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики прямо в отношении договоров (постановление Двенадцатого ААС от 07.09.2016 N 12АП-8733/16) и косвенно - в отношении первичных учетных документов (постановление Седьмого ААС от 10.06.2015 N 07АП-4346/15).


К сведению:

Даже с учетом вышесказанного использование печати с устаревшими реквизитами, безусловно, может вызывать сомнения в действительности скрепленных ею документов как у контрагентов, так и у контролирующих органов. Поэтому представляется целесообразным уничтожение такой печати и изготовление новой.

С учетом уже упоминавшегося отсутствия правового регулирования в отношении порядка изготовления, использования и уничтожения печатей организациями данные вопросы каждое конкретное юридическое лицо решает самостоятельно, оформляя такое решение любым удобным для него способом, допустим, путем издания приказа о замене печати и об уничтожении печати (смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 26.07.2009 N 07АП-4339/09, постановление Тринадцатого ААС от 16.02.2015 N 13АП-14365/14).


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошечкина Наталья


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий


20 января 2017 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.