Вопрос: Организацией по договору купли-продажи в один и тот же день (12.01.2016) автомобильное транспортное средство было поставлено на учет в ГАИ и снято с учета в связи с утилизацией (но не утилизировано). Нужно ли организации сдавать декларацию по транспортному налогу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

Организацией по договору купли-продажи в один и тот же день (12.01.2016) автомобильное транспортное средство было поставлено на учет в ГАИ и снято с учета в связи с утилизацией (но не утилизировано).

Нужно ли организации сдавать декларацию по транспортному налогу?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Ваша организация не обязана уплачивать в бюджет транспортный налог по рассматриваемому транспортному средству.

Полагаем, что при отсутствии в организации других облагаемых транспортным налогом ТС необходимость подавать декларацию по транспортному налогу отсутствует.

Тем не менее в рассматриваемой ситуации имеется риск налоговых претензий со стороны контролирующих органов.


Обоснование позиции:

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога (далее - Налог) и авансовых платежей по Налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств, отличных от водных и воздушных, признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство (пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ. Пунктом 3 ст. 362 НК РФ определено, что в случае регистрации транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц регистрации транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца, месяц регистрации транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в данном пункте.

Учитывая изложенное выше, по нашему мнению, если регистрация и снятие с регистрации ТС произошли в один день, то налогоплательщик не должен уплачивать в бюджет транспортный налог в отношении данного транспортного средства.

Финансовые органы выражали аналогичное мнение. Смотрите, например, письмо Минфина России от 24.08.2016 N 03-05-05-04/49344, материал "Уплата транспортного налога в нестандартных ситуациях" (интервью с С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса), журнал "Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2016 г., с. 14-17.

К сожалению, нами не обнаружено нормативных документов, разъяснений контролирующих органов или судебной практики относительно необходимости в таких ситуациях подавать декларацию по транспортному налогу. Поэтому будем исходить из общей логики законодательства.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 НК РФ).

Представляется логичным вывод, что при отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, организация налогоплательщиком не признается, соответственно, представлять декларацию по транспортному налогу не должна.

Однако, учитывая тот факт, что организация снимала с учета ТС в целях его утилизации, но утилизацию не произвела, имеется риск обвинения со стороны контролирующих органов в уклонении от уплаты транспортного налога.

Так, известны примеры судебной практики, в которых организациям не удалось оспорить правомерность начисления транспортного налога по ТС, которые не использовались ими из-за ненадлежащего технического состояния (смотрите постановления АС Дальневосточного округа от 15.08.2014 N Ф03-3127/2014 по делу N А04-7964/2013, ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2014 N Ф07-10305/13 по делу N А05-957/2013).

Ввиду отсутствия официальных разъяснений относительно подачи налоговых деклараций в ситуациях, подобных рассматриваемой, рекомендуем обратиться в свой налоговый орган с официальным запросом за разъяснениями относительно действий в данной ситуации.


К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.


Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Транспортный налог;

- Энциклопедия решений. Декларация по транспортному налогу.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей


30 января 2017 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.