Вопрос: АО необходимо внести в устав изменения, связанные с корректировкой наименования общества (с ОАО на публичное АО). При этом в отношении общества планируется проведение выездной налоговой проверки. Возможны ли внесение в устав указанных изменений или реорганизация общества в форме преобразования в период проведения налоговой проверки? Изменится ли ИНН в указанной ситуации? Если изменится, повлияет ли смена ИНН на проведение налоговой проверки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2016 г.)

АО необходимо внести в устав изменения, связанные с корректировкой наименования общества (с ОАО на публичное АО). При этом в отношении общества планируется проведение выездной налоговой проверки.

Возможны ли внесение в устав указанных изменений или реорганизация общества в форме преобразования в период проведения налоговой проверки? Изменится ли ИНН в указанной ситуации? Если изменится, повлияет ли смена ИНН на проведение налоговой проверки?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение в отношении акционерного общества выездной налоговой проверки не препятствует ни его реорганизации, ни внесению в его устав изменений (в том числе связанных с приведением наименования общества в соответствие с действующим законодательством).

При внесении изменений в устав общества (в том числе связанных с изменением наименования) ИНН общества не изменяется. В результате реорганизации в форме преобразования деятельность реорганизуемого лица прекращается и создается новое юридическое лицо с новым ИНН. Это обстоятельство само по себе не затрагивает отношений, связанных с проведением налоговой проверки в отношении реорганизуемого общества.

 

Обоснование вывода:

В силу п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ ограничения реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) могут быть установлены только законом. Вместе с тем ни гражданское, ни налоговое законодательство не ограничивают возможность реорганизации юридического лица в период проведения в отношении него налоговых проверок (как выездных, так и камеральных). Поэтому в приведенной ситуации реорганизация может быть осуществлена в том числе и в период проведения в отношении общества выездной налоговой проверки.

Не устанавливает законодательство и запрета на внесение каких-либо изменений в устав юридического лица, в отношении которого проводится налоговая проверка. Поэтому в период проведения такой проверки общее собрание акционеров акционерного общества не лишено права принять решение о внесении в устав АО соответствующих поправок (в том числе в части изменения указания на организационно-правовую форму в наименовании с ОАО на ПАО), после чего необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены в регистрирующий орган*(1).

Согласно пп. 1 п. 6 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденных приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@, ИНН присваивается российской организации при постановке ее на учет в налоговом органе по месту нахождения российской организации при создании, в том числе путем реорганизации. В силу п. 3.5 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, ИНН организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными.

Таким образом, в случае реорганизации в форме преобразования вновь образуемому в результате такой реорганизации юридическому лицу присваивается новый ИНН, а ИНН прекратившего деятельность общества аннулируется. Такое изменение само по себе никак не препятствует продолжению проводимой в отношении налогоплательщика налоговой проверки. Изменение же наименования общества и утверждение новой редакции устава не приводят к возникновению нового юридического лица, а значит, и к изменению ИНН. Получать в связи с изменением устава новое уведомление о постановке общества на учет в налоговом органе не требуется (письмо ФНС России от 16.09.2014 N СА-4-14/18715). Подтверждением же внесения изменений в устав общества будет являться выдача регистрирующим органом обществу листа записи ЕГРЮЛ по форме, установленной приложением N 2 к приказу ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 N 07АП-2374/15, определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 04АП-686/15).

 

Дополнительно рекомендуем Вам ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при реорганизации юридического лица;

- Энциклопедия решений. Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (99-ФЗ от 05.05.2014);

- Ответ на вопрос 7 письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2012 N АС-4-2/22690.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

27 сентября 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Обратим внимание, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в новой редакции) не является реорганизацией (п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах") и не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ). Подробнее об этом смотрите материал: Энциклопедия решений. Изменение наименования юридического лица; Энциклопедия решений. Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (99-ФЗ от 05.05.2014).

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.