Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: На имя студента техникума пришел исполнительный лист об удержании 50% всех видов доходов. Студент получает два вида стипендии: академическую (по результатам экзаменационной сессии) и социальную (на основании справки, выданной органами социальной защиты населения, т.к. студент относится к категории малоимущих граждан). В части 6 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ указано: "в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан..." Относится ли к указанной категории граждан студент, признанный органами социальной защиты малоимущим? Имеет ли техникум право производить удержание с начисленной социальной стипендии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.)

На имя студента техникума пришел исполнительный лист об удержании 50% всех видов доходов. Студент получает два вида стипендии: академическую (по результатам экзаменационной сессии) и социальную (на основании справки, выданной органами социальной защиты населения, т.к. студент относится к категории малоимущих граждан). В части 6 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ указано: "в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан..."

Относится ли к указанной категории граждан студент, признанный органами социальной защиты малоимущим? Имеет ли техникум право производить удержание с начисленной социальной стипендии?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Социальная стипендия относится к тем видам доходов, с которых производится удержание по исполнительным листам.


Обоснование вывода:

1) Стипендия - денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании)), которая является доходом обучающегося (п. 7 ст. 208 НК РФ).

В зависимости от порядка и оснований назначения Закон об образовании (ч. 2 ст. 36) выделяет следующие виды стипендий:

1) государственная академическая стипендия студентам;

2) государственная социальная стипендия студентам;

3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

5) именные стипендии;

6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;

7) стипендии слушателям подготовительных отделений.

Назначение и выплата стипендий на территории РФ в настоящее время регулируются Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2013 г. N 1000 (далее - Порядок).

Так, согласно п. 7 Порядка одним из оснований назначения обучающемуся государственной социальной стипендии является право этого обучающегося на получение государственной социальной помощи.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной помощи (ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ).

Как мы видим, перечень видов государственной социальной помощи не является исчерпывающим. По нашему мнению, несмотря на то, что социальная стипендия прямо и не указана в перечне видов государственной социальной помощи, приведенных в ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ, фактически она является именно видом государственной социальной помощи. Это следует из буквального толкования и системного анализа положений п. 7, п. 12 Порядка, согласно которым, как уже говорилось выше, социальные стипендии назначаются студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Из этого исходит и судебная практика (определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2013 г. по делу N 33-1273/2013).

2) В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника, к которым относятся в том числе пенсии и стипендии. О возможности обращения взыскания на пенсии и стипендии, т.е. фактически об отнесении их к иным доходам должника, прямо указано в ст. 118, ч. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ.

Исчерпывающий перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, содержится в ст. 101 Закона N 229-ФЗ. Как мы видим, социальная стипендия в указанном перечне не поименована.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ взыскание не обращается на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

Однако отнести социальную стипендию как вид государственной социальной помощи к указанным в п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ видам доходов нельзя, поскольку, как прямо указывает законодатель, речь идет о компенсации проезда, приобретении лекарств и пр., т.е. по смыслу п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ указанные выплаты являются мерами социальной поддержки определенных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке, и имеют компенсационный или целевой характер (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 ноября 2013 г. по делу N 33-3744/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 июля 2014 г. по делу N 33-8547/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу N 33-2848/2015), тогда как социальная стипендия фактически является периодическим платежом.

Таким образом, по нашему мнению, социальная стипендия не относится к видам доходов, на которые не обращается взыскание согласно ст. 101 Закона N 229-ФЗ.

Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с позицией иных специалистов. Предлагаем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу судебных приставов РФ, задав вопрос на официальном сайте ФССП РФ в разделе обращения/интернет-приемная, перейдя по ссылке: http://fssprus.ru/form/.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Рижская Мария


Контроль качества ответа:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Парасоцкая Елена


Ответ прошел контроль качества


20 июля 2016 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.