Вопрос: В организации проводится выездная налоговая проверка. Она начата 31.03.2016, с 06.05.2016 приостановлена на основании решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ у контрагентов. Все контрагенты, перечисленные в решении о приостановлении проверки, представили документы в налоговые органы, последний контрагент представил документы 19.07.2016, т.е. с момента представления документов последним контрагентом оснований для приостановления налоговой проверки нет. В какие сроки налоговый орган обязан возобновить налоговую проверку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.)

В организации проводится выездная налоговая проверка. Она начата 31.03.2016, с 06.05.2016 приостановлена на основании решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ у контрагентов. Все контрагенты, перечисленные в решении о приостановлении проверки, представили документы в налоговые органы, последний контрагент представил документы 19.07.2016, т.е. с момента представления документов последним контрагентом оснований для приостановления налоговой проверки нет. На 24.08.2016 проверка не возобновлена, налоговым органом проводятся допросы свидетелей и встречные проверки с другими контрагентами, не обозначенными в решении о приостановлении проверки.

В какие сроки налоговый орган обязан возобновить налоговую проверку?

Может ли являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных в п. 14 ст. 101 НК РФ?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Приведенные в вопросе обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о каких-либо нарушениях со стороны налогового органа.


Обоснование позиции:

Порядок и сроки приостановления проведения выездной налоговой проверки (далее - проверка), а также основания, по которым проверка может приостанавливаться, предусмотрены п. 9 ст. 89 НК РФ. Одним из таких оснований является необходимость истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Приостановление проверки оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (смотрите приложение 5 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@). В решении о приостановлении проведения выездной проверки отражается информация об основании, по которому приостанавливается проверка. При этом ни НК РФ, ни иные нормативные акты не предусматривают необходимости отражения в решении о приостановлении проверки перечня конкретных мероприятий, для проведения которых приостанавливается проверка, в том числе перечня лиц, у которых в период приостановления проверки предполагается истребовать документы (информацию). Поэтому налоговый орган в указанный период вправе истребовать документы (информацию) у любых лиц, которые могут обладать соответствующими сведениями, в том числе не указанных в решении о приостановлении проверки (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2015 г. N 04АП-2317/15, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2009 г. N А36-2943/2008, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2015 г. N 10АП-7966/15, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2015 г. N 14АП-2659/15, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2010 г. N Ф07-9781/2010 по делу N А05-4432/2010). Следовательно, сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о каком-либо нарушении со стороны налогового органа и не относятся к основаниям, указанным в п. 14 ст. 101 НК РФ.

Не нарушен в рассматриваемой ситуации и срок, на который может быть приостановлена проверка. В силу предпоследнего абзаца п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В описанной ситуации этот срок еще не истек.

Отметим, что принципиально факт необоснованного затягивания сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30 мая 2008 г. N А68-4529/07-231/18 указал, что приостановление выездной налоговой проверки было необоснованно затянуто, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени был лишен первичных документов. Однако возможность принятия подобного решения определяется конкретными обстоятельствами. Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф08-6200/12 суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган в период приостановления выездной налоговой проверки направил лишь один запрос о проверке деятельности поставщиков общества, после получения ответа на который длительное время необоснованно не возобновлял налоговую проверку. Суд указал, что установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ срок приостановления проведения проверки, который не может превышать шесть месяцев, инспекция не нарушила и не препятствовала обществу в осуществлении обычной хозяйственной деятельности. Само по себе доказывание формального характера приостановления проверки и нарушения этим прав налогоплательщика представляется затруднительным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2015 г. N Ф07-3073/15 по делу N А05-2622/2015), но даже доказанность этих фактов не является безусловным основанием для отмены принятого по результатам проверки решения.


Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки,

- Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок,

- Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки,

- Энциклопедия решений. Приостановление выездной проверки в связи с истребованием документов у контрагентов и иных лиц,

- Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при осуществлении мероприятий налогового контроля,

- Энциклопедия решений. Последствия нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каменщиков Александр


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей


25 августа 2016 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.