Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Досье на проект федерального закона

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона "О связи" оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Согласно статье 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).

На основании пункта 13 Правил перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".

Согласно пункту 15 Правил на основании уведомлений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра, оператор связи в течение суток обязан возобновить доступ к такому сайту в сети "Интернет".

Ввиду отсутствия в настоящее время нормы, устанавливающей ответственность операторов связи за неисполнение обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", сложилась судебная практика, согласно которой к операторам связи, нарушающим требования пункта 5 статьи 46, применяются положения части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Согласно этой статье операторы связи привлекаются к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Следует отметить, что в 2015 году в отношении операторов связи в связи с неисполнением ими обязанности по ограничению доступа к сайтам в сети "Интернет" был составлен 501 протокол об административных правонарушениях. Арбитражными судами было принято 488 решений об удовлетворении требований Роскомнадзора и привлечении операторов связи к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предполагает наказание в виде предупреждения, а также штрафа от 30 до 40 тысяч рублей. Однако столь незначительные штрафные санкции не препятствуют совершению операторами связи правонарушений, кроме того, операторами связи нередко допускаются повторные правонарушения.

Установленные данной статьей штрафы также не соразмерны степени социальной опасности блокируемой информации (распространение наркотических средств и психотропных веществ, порнография с участием несовершеннолетних, призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности и т.д.).

При этом увеличение штрафов для части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в целях повышения эффективности мер по ограничению доступа к противоправной информации нецелесообразно, поскольку состав части 3 статьи 14.1 КоАП РФ применяется и в случаях выявления менее опасных правонарушений. Так, под действие указанной нормы также подпадают и незначительные правонарушения (например, нарушение на один день срока направления в Россвязь сведений о базе расчета обязательных отчислений).

В целях установления эффективных мер ответственности за невыполнение требований, установленных статьями 15.1 - 15.6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ статьей 13.32, предусматривающей ответственность за совершение административных правонарушений в случае неисполнения оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

 

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.