Пояснительная записка к проекту федерального закона N 548974-7 "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации"

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 548974-7 "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Разработка законопроекта "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" обусловлена проведением реформы пенсионного законодательства (проект федерального закона N 489161-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"), в рамках которой предусматривается повышение пенсионного возраста. Основной целью настоящего законопроекта является обеспечение права на алименты нетрудоспособных лиц.

Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) предусматривает в качестве основания для возникновения алиментных отношений нетрудоспособность алиментополучателя (в соответствии с пунктом 1 статьи 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних детей, в свою очередь согласно статье 87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них; право на получение алиментов возникает у нетрудоспособного нуждающегося супруга (статья 89 СК РФ) и нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака (ст. 90 СК РФ); право на алименты имеют нетрудоспособные нуждающиеся в помощи совершеннолетние братья и сестры (ст. 93 СК РФ), дедушки, бабушки и внуки (статьи 94, 95 СК РФ), фактические воспитатели (статья 96 СК РФ), отчим и мачеха (статья 97 СК РФ).

Судебная практика (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов") определяет нетрудоспособных совершеннолетних лиц, имеющих право на алименты (статьи 85, 89, 90, 93 - 97 СК РФ), как лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста. Общеустановленный пенсионный возраст до вступления в силу норм пенсионной реформы составляет для мужчин 60, для женщин 55 лет.

Право на алименты представляет собой право на получение содержания, направленное на обеспечение жизнедеятельности человека. Зачастую алименты - это единственный источник средств к существованию, в основе которого лежат семейные отношения (родственные, супружеские и т.п.). Алиментополучатели - это те категории лиц, которые нуждаются в особой защите в силу возраста, состояния здоровья. Повышение возраста приобретения права на трудовую пенсию не должно повлиять на алиментное обеспечение лиц, которые по действующему законодательству имеют право на алименты, исходя из обеспечительной природы института алиментов. Семейно-правовой механизм защиты прав лиц на получение алиментов, обеспечивающих их существование, в связи с родственными отношениями, отношениями супружества с алиментоплательщиком не должен быть подвержен влиянию изменений в сфере права социального обеспечения.

В связи с вышеизложенным настоящим законопроектом предлагается сохранить право женщин, достигших пятидесяти пяти лет, и мужчин, достигших шестидесяти лет, на получение алиментов. Остальные условия возникновения права на получение алиментов при этом не подлежат изменению, в частности, нуждаемость и др. Так, например, право на получение алиментов у бывшего супруга возникает при условии, что он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака и при этом является нуждающимся. В том случае, если бывший супруг, став нетрудоспособным, получает доход, достаточный для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.), то право на алименты у него не возникает.

Положения предлагаемого законопроекта вступают в силу с момента введения в действие норм, повышающих возраст, с которого возникает право на трудовую пенсию по общим основаниям.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации"

 

Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.