Пояснительная записка к проекту федерального закона N 577392-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577392-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения"

 

Досье на проект федерального закона

 

Настоящий законопроект подготовлен и вносится в связи необходимостью реализации прав граждан на труд, справедливую оплату труда, позволяющую оплатить расходы на воспроизводство рабочей силы, оплачивать обязательные платежи, к которым относятся: платежи за услуги в сфере ЖКХ, оплату за электроэнергию, за лечение, налоги на имущество, и другие расходы, неизбежные в жизни работающих граждан и членов их семей, находящихся на их иждивении (несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей).

Законопроектом предлагается с января 2019 года повысить минимальный размер оплаты труда до 25000 рублей в месяц. О необходимости повышения размеров пенсий по старости до 25 тысяч рублей отмечала в своих выступлениях и заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец.

С учетом Федерального закона от 28.12.2017 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до прожиточного минимума" размер МРОТ с 1 января 2018 года составляет 9 489 рублей в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года). Президент Российской Федерации также в январе 2018 г. внес законопроект о повышении размера МРОТ до 11 163 рубля в месяц. Но это повышение ненамного повысит уровень жизни работающих граждан страны и их семей, так как реальный прожиточный уровень расходов составляет более 25 тысяч рублей. Одни расходы на оплату услуг ЖКХ и лечение, которое все больше становится платным, составляют более 25 тыс. рублей ежемесячно.

Повышение МРОТ коснется 73,7% работающего населения. Из них 75,0% - работники занятые в государственных и муниципальных учреждениях.

Размер прожиточного минимума с 2018 года сравняется с МРОТ и составит также 9 485 руб. в месяц. Начиная с 2019 года размер величины прожиточного минимума трудоспособного населения предлагается установить в целом по Российской Федерации по данным за II квартал предыдущего года (величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации).

По данным Роструда, по состоянию на июнь 2016 г. имелось свыше 1,4 млн. вакантных рабочих мест. Принятие законопроекта и поэтапное повышение МРОТ безусловно окажут влияние на повышение уровня занятости в стране.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в целом по Российской Федерации" потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Поэтому, с 1 января 2018 г. должен был вводиться новый уровень потребительской корзины в связи с истечением пятилетнего срока действия пересмотра потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Но в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 года N 421-ФЗ введена норма о продлении действия всего Федерального закона, в том числе и действующего уровня потребительской корзины до 31 декабря 2020 года. Фактически уровень потребительской корзины заморожен еще на 5 лет. Чтобы поддержать малообеспеченные категории граждан в статье 1 законопроекта предлагается с 1 января 2019 года восстановить и сохранить действие данного Федерального закона, в том числе норму о пересмотре каждые 5 лет потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

В части публикации сведений о величине прожиточного минимума трудоспособного населения предусматривается внести соответствующие изменения в статью 7 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Принятие законопроекта по повышению МРОТ будет способствовать:

увеличению выплат страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц в 2019 году на 20,3 млрд. рублей;

повышению покупательной способности минимального размера оплаты труда и увеличению платежеспособного спроса на товары отечественного производства, а также на оплату все возрастающих сумм платежей за услуги в сфере ЖКХ в 2019 году на 40,5 млрд. рублей;

снижению размеров выплат заработной платы в "серой" и "теневой" сферах экономики.

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения"

 

Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения" (далее - законопроект) предусматривается установление минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 г. в сумме 25 000 рублей в месяц (2,6 раза от величины МРОТ с 1.01.2018 года. Начиная с 2019 года минимальный размер оплаты труда предлагается установить как величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в размере не менее 25 000 рублей в месяц.

Расчет дополнительной потребности в финансовых средствах в 2019 году проводился исходя из установления минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 г. в сумме 25 000 рублей в месяц.

Суммарные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2019 году составят (к предыдущему году) 315,6 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 90,5 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 225,1 млрд. рублей.

В 2020 году дополнительных финансовых средств на повышение заработной платы в связи с повышением минимального размера оплаты труда не потребуется.

При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц.

 

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения" потребует внесения изменений законодательных актов, регулирующих вопросы установления уровня потребительской корзины, а также внесения изменений в следующие федеральные законы:

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

1) "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";

1) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";

1) "О бюджете Фонда социального страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";

1) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.