Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 634972-7 "О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 634972-7 "О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в дополнение к проекту федерального закона, "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 634954-7), направленному на организацию оказания нотариальных услуг гражданам, проживающим на территории населенного пункта, в котором отсутствует нотариус, входящего в состав городского округа, и подготовленному к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предлагается новая редакция абзаца шестнадцатого пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс). Так, в целях расширения правоприменения существующей нормы как к понятию "муниципальный район", так и для "городской округ":
1) исключается уточнение вида муниципального образования, должностными лицами органа местного самоуправления которого совершаются нотариальные действия;
2) заменяется понятие "на межселенной территории" на "вне границ поселений".
Проектируемая норма устанавливает правовые основания для зачисления в бюджет городских округов государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городских округов, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Комитет отмечает некорректность формулировки "вне границ поселений" относительно ее применения к городским округам, поскольку в соответствии с абзацем шестым статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ - это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Таким образом, предлагаемая конструкция указанной нормы законопроекта приводит к неоднозначному толкованию.
Указанную позицию поддерживает Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Расходы местных бюджетов, возникающие в связи с совершением нотариальных действий, будут покрываться посредством доходов местных бюджетов от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, определить объем доходов бюджетов городских округов от поступления государственной пошлины за совершение в населенном пункте, входящем в состав территории городского округа и не являющемся его административным центром, нотариальных действий в случае отсутствия в таком населенном пункте нотариуса, не представляется возможным, поскольку решения об оказании должностными лицами местного самоуправления нотариальных услуг в указанных населенных пунктах принимаются органами местного самоуправления городских округов самостоятельно.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 634954-7 предлагается установить шестимесячный срок для подготовки изменений в нормативные правовые акты Минюста России. Данный срок обосновывается необходимостью формирования практики совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами местных администраций городских округов. Таким образом, целесообразность вступления в силу с 1 мая 2019 года вышеуказанных законопроектов требует дополнительного обсуждения.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
В Комитет поступило 84 отзыва законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, все отзывы положительные.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 634972-7 "О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" в первом чтении, с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.