Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на проект федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", внесенный Правительством Российской Федерации

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - законопроект), отмечает следующее.

Законопроектом предлагается отрегулировать отношения, связанные с оказанием государственных или муниципальных социальных услуг в тех публично-правовых образованиях, где отсутствуют государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие соответствующие услуги, негосударственными организациями за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Под государственными или муниципальными социальными услугами предлагается понимать государственные или муниципальные услуги, которые оказываются физическим лицам на основании соответствующих федеральных законов в таких социальных сферах как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм.

В настоящее время привлечение негосударственных организаций к оказанию государственных или муниципальных услуг осуществляется через предоставление субсидий таким организациям, в том числе распределяемых на конкурсной основе, либо через закупки соответствующих услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) определяет равный доступ организаций, не относящихся к государственному сектору, к бюджетным средствам, направляемым на финансовое обеспечение закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, то есть тех закупок, объекты которых непосредственно используются при выполнении функций и полномочий органов власти. В тоже время распространение Федерального закона на правоотношения в сфере оказания государственных и муниципальных услуг нецелесообразно, поскольку закон имеет иной предмет правового регулирования и не предусматривает положения, необходимые для организации оказания государственных и муниципальных услуг.

В первую очередь, государственные услуги не могут относиться к понятию "государственные нужды", поскольку органы государственной власти, являющиеся государственными заказчиками по смыслу Федерального закона, являются не потребителями государственных услуг (благ), а органами, осуществляющими организацию оказания указанных услуг путем формирования государственных заданий подведомственным им государственным учреждениям. При этом нормы Федерального закона не регламентируют возможность заключения контрактов в пользу третьих лиц - непосредственно самих потребителей государственных (муниципальных) услуг, так как Федеральный закон регламентирует закупку "для собственного потребления".

Также Федеральный закон не предусматривает возможность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вводить собственные нормы, регламентирующие процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения и исполнения контрактов, в то время как в соответствии с законодательством о разграничении полномочий каждое публично-правовое образование вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование вопросов, связанных с отбором исполнителей услуг, оказание которых отнесено к их полномочиям, а на федеральном уровне могут быть определены только общие подходы к такому отбору.

При этом дополнение Федерального закона соответствующими нормами приведет к использованию в нем двух качественно различных подходов правового регулирования, создаст риски неопределенности правового регулирования, незащищенности участников правоотношений.

Законопроект устраняет указанные проблемы и регулирует правоотношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предметом которых является организация и финансовое обеспечение расходных обязательств публично-правовых образований, связанных с оказанием государственных или муниципальных услуг в социальной сфере.

Исходя из вышеизложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".

 

Председатель Комитета

С.А. Жигарев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.