Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту на проект федерального закона N 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)" (далее - законопроект) и отмечает следующее.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 15 и 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), направленных на повышение эффективности осуществления контроля в сфере государственных закупок, формирование единообразной правоприменительной практики.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств предлагается распространить положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, на юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при предоставлении им в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства в случае, если договором о предоставлении инвестиции предусмотрено применение такими лицами положений указанного федерального закона.

В целях исключения совмещения одними и теми же контрольными органами нескольких функций, приводящего к снижению эффективности осуществления контроля в сфере закупок, законопроектом предлагается установить запрет на возложение функций по централизации закупок, предусмотренных статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, на органы контроля. Исключением из данного правила являются случаи осуществления органами контроля названных функций в соответствии с части 5 статьи 26 Федерального закона, а также органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, в силу части 3 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ.

При этом, в случае возложения на органы контроля полномочий в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ либо возложения на орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в соответствии с частью 3 указанной статьи, полномочий, предусмотренных статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается возложение на одно должностное лицо такого органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.

Также представленным законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок.

Так, согласно новой редакции части 2 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 обозначенной статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Статью 99 Федерального закона N 44-ФЗ предлагается дополнить новой частью 3.1, предусматривающей установление возможности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

Законопроектом предусматривается обязанность Правительства Российской Федерации установить порядок оценки эффективности деятельности органов контроля. Такой порядок будет предусматривать, в частности, показатели контрольно-надзорной деятельности, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов анализа.

Также законопроектом предлагается уточнить случаи проведения Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации внеплановых проверок.

Комитет поддерживает концепцию законопроекта, полагая, что его принятие будет способствовать повышению эффективности контроля в сфере закупок, предлагаемые законопроектом меры позволят сформировать единообразную правоприменительную практику на федеральном и региональном уровнях, а также исключить несвойственные контрольным органам функции, снизить коррупционные риски.

Вместе с тем, по мнению Комитета, следует обратить внимание, на формулировки проектируемых норм частей 1.1 и 1.2 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, которыми устанавливается запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля в сфере закупок, за исключением отдельных видов органов контроля. В целях исключения их неоднозначного толкования полагаем целесообразным заменить употребляемое в проектируемых нормах словосочетание "указанной статьи" на указание конкретной статьи закона.

Помимо этого, Комитет считает необходимым уточнить наименование законопроекта, изложив его следующим образом: "О внесении изменений в статьи 15 и 19 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок".

Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (комитеты-соисполнители) законопроект поддерживают.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет.

На основании вышеизложенного Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 546226-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)" с учетом высказанных замечаний, которые могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.