Пояснительная записка к проекту федерального закона N 315272-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 315272-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"


Досье на проект федерального закона

Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования механизмов обеспечения защиты некурящих граждан от табачного дыма в закрытых помещениях аэропортов.

В настоящий момент пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предусмотрен запрет курения на территории и в помещениях аэропортов. Целью введения данной нормы в 2013 году была защита граждан, посещающих и присутствующих в аэропорту, от воздействия табачного дыма.

По истечении 4 лет существования указанной нормы у эксплуатантов авиатранспортных узлов накопились достаточные фактические данные, позволяющие оценить эффективность принятого решения.

Так, согласно данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ (15-21 мая 2015 года) среди пассажиров ряда аэропортов ("Шереметьево", аэропорта Сочи и нескольких других российских авиаузлов), 37% опрошенных лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ (21-22 мая 2016 года), 33% россиян не соблюдают запрет на курение в общественных местах. Также, согласно справке, предоставленной администрацией международного авиатранспортного узла "Шереметьево", в 2016 году было зафиксировано 27 жалоб пассажиров на незаконное курение в туалетах и иных помещениях, расположенных в зданиях аэропорта. Кроме этого, за 6 месяцев 2014 года было возбуждено 1938 дел об административных правонарушениях в связи с курением на территории аэропорта "Шереметьево". При этом возможности контроля за действиями потенциальных нарушителей запрета на курение со стороны работников авиаузла и линейных отделов внутренних дел на транспорте ограничены, так как основной обязанностью указанных служб является обеспечение безопасности в зоне их ответственности.

Таким образом, административный запрет курения на территории и помещениях аэропортов на практике привел не к желаемым результатам, но к ситуации, в которой некурящие граждане вынуждены подвергаться воздействию табачного дыма. Эта проблема особенно остро стоит в так называемых "чистых" зонах и залах транзитных пассажиров международных аэропортов, когда возможность доступа к месту для курения вне аэропорта практически отсутствует.

Решение проблемы предотвращения курения на территории аэропорта путем ужесточения административных санкций потребует дополнительных ресурсных затрат со стороны государства, что на данном этапе не представляется целесообразным. Поэтому в целях совершенствования механизмов обеспечения защиты некурящих граждан от табачного дыма в закрытых помещениях аэропортов предлагается предоставить возможность создавать в аэропортах специальные места для курения, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства. По данным вышеупомянутого социологического опроса, проведенного ВЦИОМ (15-21 мая 2015 года), 84% респондентов поддержали идею подобного решения для обеспечения прав некурящих пассажиров. В отличие от ужесточения административного контроля, которое потребует дополнительного финансирования со стороны государства, затраты на создание соответствующей инфраструктуры (специально оборудованных мест для курения) будут ложиться непосредственно на эксплуатантов.

Такой подход позволит снять проблему неконтролируемого воздействия окружающего табачного дыма на некурящих лиц на территории аэропортов, обеспечив таким образом требования Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее РКБТ), а также поднять уровень доверия населения к государственной антитабачной политике.

Необходимо отметить, что принятие подобного решения не противоречит положениям Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ), которая была ратифицирована Российской Федерацией в 2008 году. Так, Статья 8 РКБТ содержит прямое указание на необходимость защиты от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах и в соответствующих случаях в других общественных местах. РКБТ не предусматривает обязательный запрет специальных мест для курения в закрытых помещениях общественных мест.

Следуя духу и букве РКБТ и руководящих принципов по применению Конвенции, стороны принимают обязательства по "созданию и осуществлению эффективных программ борьбы против табака с учетом местных культурных условий, а также социальных, экономических, политических и юридических факторов" (п. 3 ст. 4 РКБТ). Таким образом, стороны должны стремиться находить наиболее эффективные способы обеспечения защиты от табачного дыма, а не подменять их формальным копированием общих рекомендаций и установлением формальных запретов, как это произошло в отношении курения в аэропортах.

Исходя из вышеприведенного анализа и сложившейся за четыре года практики, предлагаемая мера по созданию специальных мест для курения в настоящее время представляется более эффективной в отношении защиты некурящих посетителей и работников аэропорта, чем существующий малоэффективный запрет.

В связи с этим, представляется целесообразным расширить список исключений, предусмотренных часть 2 статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", зонами аэропортов, предназначенных для нахождения зарегистрированных пассажиров, работников аэропорта и авиакомпаний.

Законопроект не повлечет дополнительных расходов, покрываемых из федерального бюджета.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"


Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.