Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждены типовые договоры:
- типовой договор холодного водоснабжения;
- типовой договор водоотведения;
- единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения;
- типовой договор по транспортировке холодной воды;
- типовой договор по транспортировке сточных вод;
- типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения;
- типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Возможно ли внесение дополнений в данные договоры и приложения к ним?
Будут ли договоры и приложения к ним с внесенными дополнениями являться ничтожными в силу п.п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенные в вопросе типовые договоры могут быть внесены изменения, не противоречащие положениям Закона о водоснабжении, Правил водоснабжения и условиям типовых договоров.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 548 ГК РФ, ст.ст. 13-19 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) договор холодного и горячего водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод, договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения являются публичными и должны заключаться в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645) и постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643 "Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения" (далее - Постановление N 643).
Согласно п.п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие установленным Правительством РФ или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти правилам, которые обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, являются ничтожными*(1). Исходя из буквального толкования указанных норм, на наш взгляд, нельзя сделать однозначный вывод о недопустимости внесения вообще каких-либо изменений в типовые договоры, утвержденные Постановлением N 645 и Постановлением N 643.
Кроме того, п. 13 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила водоснабжения), установлен порядок заключения договора в случае, когда абонент направляет организации водопроводно-канализационного хозяйства предложение об изменении представленных проектов типовых договоров. То есть установленные Правительством РФ правила допускают возможность внесения изменений в типовые договоры, однако при этом определяют, что такие изменения не должны противоречить положениям Закона о водоснабжении, Правил водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Ответ прошел контроль качества
8 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В судебной практике есть примеры решений, где суд указывает, что положения ст. 426 ГК РФ направлены на защиту потребителя от возможных недобросовестных действий коммерческой организации, предоставляющей товары, работы, услуги по публичному договору, поэтому неблагоприятные последствия влечет лишь неисполнение обязанной стороной (в рассматриваемой ситуации - водоснабжающей организацией) требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 г. N 08АП-9177/12).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.