Проверки в области гражданской обороны
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2016 г., с. 33-44.
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют МЧС и главные управления МЧС по субъектам РФ. Предметом такого надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Обязанности организаций в области гражданской обороны
В силу ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" государственные (муниципальные) учреждения в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Кроме того, учреждения, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Основные требования и мероприятия в области гражданской обороны, выполнение которых подлежит проверке надзорными органами
В ходе осуществления государственного надзора в области гражданской обороны надзорный орган, в частности, проверяет выполнение следующих мероприятий в области гражданской обороны.
Подготовка населения в области гражданской обороны. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны" основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучению в области гражданской обороны подлежат:
- руководители учреждений;
- должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной;
- личный состав формирований и служб;
- работающее население;
- неработающее население.
Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по видам согласно приложению.
Обучение является обязательным и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Повышение квалификации руководителей учреждений проводится не реже одного раза в пять лет. Для вновь назначенного руководителя повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы является обязательным.
В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны государственные (муниципальные) учреждения:
- разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно МЧС, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;
- осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Оповещение населения об опасностях. В соответствии с Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Приказ N 687) учреждениями должны осуществляться следующие мероприятия:
- создание и совершенствование системы оповещения работников;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в районах их размещения в установленном порядке;
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
- сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 31.07.2006 N 440 "Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" на структурные подразделения (работников) по гражданской обороне учреждений возложены задачи:
- организации создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
- организации создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются на руководителя учреждения.
Напомним, что эвакуации подлежат:
- работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей указанных работников;
- нетрудоспособное и не занятое в производстве население;
- материальные и культурные ценности.
Для решения задачи гражданской обороны по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в учреждениях должны проводиться следующие мероприятия:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах четырехчасового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах;
- подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Учреждения обязаны:
- создавать в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
- обеспечивать сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- вести учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с Приказом N 687 учреждения должны осуществлять:
- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организации;
- разработку планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время;
- строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах четырехчасового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;
- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
- разработку планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" определен порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, в том числе средства индивидуальной защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В целях решения задачи по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, должны планироваться и осуществляться следующие основные мероприятия:
- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости и функционирования организаций в военное время;
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
Сроки проведения проверок
Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней.
При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
Порядок поведения проверок
Проведение контрольных мероприятий осуществляется в соответствии:
- с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденным Приказом МЧС РФ от 26.06.2012 N 358;
- Методическими рекомендациями по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора, утвержденными МЧС РФ 10.01.2016 N 2-4-71-2-28.
Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми, документарными и выездными.
Плановые проверки. Предмет плановой проверки - выполнение учреждением требований и мероприятий в области гражданской обороны. Юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом надзора запланирована в календарном году проверка учреждения.
Основаниями для включения плановой проверки в план являются:
1) истечение пяти лет со дня окончания проведения последней плановой проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
2) истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации учреждения;
- окончания проведения последней плановой проверки учреждения.
Необходимо отметить, что о проведении плановой проверки учреждение должно быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя надзорного органа или его заместителя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Внеплановые проверки. Предмет внеплановой проверки - выполнение проверяемым учреждением тех требований и мероприятий в области гражданской обороны, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых согласно ранее выданному предписанию истек.
Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны;
2) поступление в надзорный орган обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое учреждение оповещается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, с приложением копий распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
Документарная проверка. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах учреждения, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами контрольного органа в первую очередь рассматриваются документы учреждения, имеющиеся в распоряжении контрольного органа, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в установленном порядке, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении учреждения государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения такого запроса обязано направить в контрольный орган указанные в запросе документы. Документы должны быть представлены в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя учреждения.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления контроля, информация об этом направляется учреждению с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Выездные проверки. Предметом выездной проверки являются проверка соответствия и состояния используемых субъектом надзора объектов и имущества гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые субъектом надзора меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Выездная проверка проводится в случае, если при проведении документарной проверки не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в распоряжении надзорного органа, документах субъекта надзора;
- удостовериться в выполнении субъектом надзора требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами проверяющего органа. Указанные лица обязаны ознакомить руководителя учреждения (лица, им уполномоченного):
- с распоряжением о проведении проверки;
- с полномочиями проводящего проверку должностного лица;
- с целями, задачами, основаниями проведения проверки;
- с видами и объемом мероприятий по надзору;
- с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
- со сроками и условиями ее проведения.
Руководитель проверяемого учреждения обязан предоставить должностным лицам надзорных органов, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, если выездной проверке не предшествовала документарная проверка, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые субъектом надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, в том числе объекты и имущество гражданской обороны, технические системы управления гражданской обороной, защитные сооружения, системы оповещения, средства индивидуальной защиты и специальная техника.
Результаты проверки оформляются актом, который составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Эти акты должны быть подписаны должностными лицами, проводившими проверку, и заверены их печатями. Один экземпляр акта с копиями приложений, заверенных печатью должностного лица, проводившего проверку, вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого учреждения под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
* * *
В заключение отметим, что невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)