Вопрос: Обязательно ли на предприятии создавать комиссию по социальному страхованию? Какие у нее функции? Какие государственные органы при проведении проверки могут запросить выписки заседаний комиссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)

Обязательно ли на предприятии создавать комиссию по социальному страхованию? Какие у нее функции? Какие государственные органы при проведении проверки могут запросить выписки заседаний комиссии?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Комиссия по социальному страхованию должна быть сформирована у всех работодателей. Если численность работников составляет менее 100 человек, функции такой комиссии может осуществлять уполномоченный по социальному страхованию. В функции комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию входит, в частности, рассмотрение спорных вопросов по обеспечению работников пособиями по социальному страхованию. Представлять каким-либо государственным органам протоколы (выписки из протоколов) заседаний комиссии по социальному страхованию не обязательно, но письменные заключения такой комиссии в некоторых спорных ситуациях могут оказаться необходимыми для подтверждения позиции страхователя.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, далее - Положение) в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Образование комиссии или избрание уполномоченного является обязательным для всех организаций (п. 3 письма ФСС России от 25.01.1995 N 07-30).

Порядок формирования и функционирования комиссии по социальному страхованию определяется Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию (утверждено ФСС России от 15.07.1994 N 556а, далее - Типовое положение). Согласно п.п. 1.1, 1.2 Типового положения комиссия по социальному страхованию (далее также - комиссия) образуется на предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте (далее также - предприятие), независимо от форм собственности, зарегистрированном в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) ФСС РФ. Члены комиссии избираются из числа представителей администрации предприятия (работников отдела кадров, бухгалтерии и других) и профсоюзов (трудового коллектива) на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Если численность работников предприятия составляет менее 100 человек, вместо комиссии может быть избран осуществляющий те же функции уполномоченный по социальному страхованию.

Как следует из приведенных норм, создание комиссии не является обязанностью именно работодателя, поскольку сами полномочия по ее созданию предоставлены трудовому коллективу. В то же время можно говорить об обязанности работодателя принять участие в создании такой комиссии. Кроме того, представляется целесообразным для работодателя обеспечить трудовому коллективу условия для создания комиссии (в частности организовать конференцию трудового коллектива). Вместе с тем ответственность за отсутствие такой комиссии (уполномоченного) законодательство не предусматривает.

Функции комиссии по социальному страхованию определены п. 11 Положения, разделом II Типового положения. В частности, комиссия решает вопросы:

- о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

- о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств ФСС РФ.

Кроме того, комиссия:

- контролирует правильность начисления и своевременность выплаты пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;

- проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;

- рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.

Функции и обязанности комиссии конкретизируются в положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, которое утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия (п. 1.3 Типового положения). В названном положении также должен быть определен порядок работы комиссии (п. 4.4 Типового положения).

Из приведенных выше норм следует, что решения комиссии имеют рекомендательный характер. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет работодатель (смотрите также разъяснения Пензенского регионального отделения ФСС РФ, размещенные в сети Интернет по адресу: http: //www.fss.penza.ru/root/activity/materinstvo/voprosi).

В соответствии с п. 5.1 Типового положения контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) ФСС РФ. Вместе с тем законодательство не предусматривает конкретных способов осуществления такого контроля и не обязывает в каких-либо случаях представлять страховщику (его территориальному органу) протоколы заседаний комиссии.

Однако в практических ситуациях наличие материалов работы комиссии по социальному страхованию, в частности протоколов ее заседаний, может оказаться необходимым. Например, на рассмотрение комиссии может быть вынесен вопрос о том, могут ли быть признаны уважительными те или иные причины нарушения работником в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, либо неявки работника в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы, что влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Как пояснил один из представителей ФСС РФ, определение уважительности причины нарушения режима и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции специальной комиссии (уполномоченного) по социальным вопросам, которой может быть принято решение о признании причины неявки уважительной и выплате пособия в полном размере. Однако следует быть готовыми, что в случае проверки ФСС РФ необходимо будет представить для обоснования принятого заключения подтверждающие документы (смотрите материал: "Вопрос: Дайте разъяснение, может ли повлиять на размер пособия по временной нетрудоспособности наличие у работника учреждения уважительной причины в случае нарушения больничного режима? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2014 г.)").

В спорах между работодателями и территориальными органами ФСС РФ по вопросам, связанным, в частности, с наличием или отсутствием оснований для снижения работнику размера пособия по временной нетрудоспособности, письменное заключение комиссии по социальному страхованию является одним из доказательств, которое оценивается судом наряду с иными доказательствами по делу (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 N Ф01-5340/11, ФАС Уральского округа от 12.10.2009 N Ф09-7764/09-С2).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел

 

16 февраля 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.