Вопрос: Декларация по НДС за III квартал 2015 года была представлена организацией по телекоммуникационным каналам связи 27.10.2015, т.е. с опозданием (срок закончился 26 октября). В этот же день был уплачен налог в размере 1/3 от исчисленной к уплате суммы НДС за III квартал 2015 года. Остальные платежи были уплачены своевременно. Сумма НДС составляет 90 000 руб., ежемесячные платежи - 30 000 руб. (90 000 руб. х 1/3). По состоянию на 28.01.2016 от налогового органа не поступило решения о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности. Следует ли ожидать наложение штрафов, хотя прошло уже более трех месяцев? Если да, то в каком размере? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)

Декларация по НДС за III квартал 2015 года была представлена организацией по телекоммуникационным каналам связи 27.10.2015, т.е. с опозданием (срок закончился 26 октября). В этот же день был уплачен налог в размере 1/3 от исчисленной к уплате суммы НДС за III квартал 2015 года. Остальные платежи были уплачены своевременно.

Сумма НДС составляет 90 000 руб., ежемесячные платежи - 30 000 руб. (90 000 руб. х 1/3).

По состоянию на 28.01.2016 от налогового органа не поступило решения о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности.

Следует ли ожидать наложение штрафов, хотя прошло уже более трех месяцев? Если да, то в каком размере?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация может быть привлечена к ответственности за несвоевременное представление декларации по НДС. Размер штрафа может составить 1500 руб.


Обоснование вывода:

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом (ст. 163 НК РФ)), если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 174 НК РФ установлено, что уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, работ, услуг (в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Таким образом, общий срок для уплаты НДС установлен не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, декларация по НДС за III квартал 2015 года должна была быть представлена в налоговый орган не позднее 26.10.2015 (25.10.2015 приходится на воскресенье). Также до 26.10.2015 необходимо было уплатить в бюджет 1/3 от суммы НДС, подлежащей уплате по данным налоговой декларации.

В рассматриваемой ситуации декларация была представлена 27.10.2015, в этот же день был уплачен налог в размере 1/3 от исчисленной к уплате суммы НДС за III квартал 2015 года. Остальные платежи были уплачены своевременно.

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлено, что непредставление в установленный НК РФ срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный НК РФ срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Фиксированная сумма штрафа в размере 1000 рублей взимается в случае отсутствия негативных последствий для бюджета, что возможно при несвоевременном представлении:

- "нулевой" декларации или единой (упрощенной) налоговой декларации (письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-02-08/121);

- налоговой декларации, в которой сумма к уплате (доплате) отсутствует (составляет 0 рублей либо подлежит возмещению из бюджета);

- налоговой декларации, по которой исчисленная сумма налога уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479).

Таким образом, из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что исчисление штрафа в процентном отношении от суммы налога, подлежащего уплате (доплате) по несвоевременно представленной декларации, зависит от периода ее просрочки и суммы не уплаченного в срок налога, подлежащего уплате (доплате) на основании этой декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 418/10, письмо Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/48). В случае, когда сумма исчисленного штрафа не превышает минимальный размер штрафа, налоговый орган может применить низший предел размера штрафа (1000 рублей) (письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-02-08/39).

В п. 1.6 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ указано, что в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного НК РФ срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа).

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Вышеуказанный порядок применяется также в тех случаях, если по результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Пунктом 1 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что камеральная проверка налоговых деклараций может быть завершена и до истечения указанного трехмесячного срока, что не противоречит НК РФ, так как нормой п. 2 ст. 88 НК РФ установлен только максимальный срок проведения камеральной проверки.

В письме ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100 (по пункту 3) специалисты налогового ведомства разъяснили, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте налоговой проверки.

В рассматриваемой ситуации по состоянию на 28.01.2016 организация еще не получала акта налоговой проверки. Трехмесячный срок проведения камеральной проверки закончился 27.01.2016 (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, акт налоговой проверки в данном случае должен быть составлен налоговым органом не позднее 10.02.2016.

Размер штрафа, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации должен быть рассчитан следующим образом.

По декларации, поданной с опозданием, сумма НДС к уплате составляет 90 000 руб. НДС в размере 60 000 руб. был уплачен в установленный законом срок. Сумма не уплаченного в установленный срок налога, с которой должен исчисляться штраф, равна 30 000 руб. (90 000 руб. - 60 000 руб.).

Период просрочки представления декларации составляет один неполный месяц (с 26.10.2015 по 27.10.2015).

Следовательно, штраф по ст. 119 НК РФ может быть взыскан в размере 5% (5% х 1 мес.) от неуплаченной суммы налога и составит 1500 руб. (30 000 руб. х 5%).


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья


Ответ прошел контроль качества


29 января 2016 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.