В ноябре 2015 года казенным учреждением было получено свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный в Краснодарском крае, основание получения свидетельства - приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Указанный земельный участок находится под объектом (дорога), закрепленным за учреждением на праве оперативного управления тем же приказом департамента имущественных отношений и используемым в деятельности по выполнению государственного задания.
Фактически дорога и земля под ней были переданы учреждению давно (предположительно в 2010 году), однако никаких подтверждающих документов нет ни у учреждения, ни у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Земельный участок до получения свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учитывался на забалансовом счете 01.
На основании каких первичных документов учреждение должно произвести постановку на баланс этого земельного участка?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При принятии к балансовому учету земельного участка на соответствующий счет аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы" целесообразно на основании документа (свидетельства), подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и приказа департамента имущественных отношений оформить Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101).
Если передающая сторона не заполняет соответствующие разделы (строки) Акта (форма 0504101), оформление документа в таком случае может быть односторонним, при этом такой порядок желательно закрепить в учетной политике учреждения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), для обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций (результатов операций) субъект учета должен сформировать первичный учетный документ в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов непроизведенных активов, а также их выбытие осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) - актом по установленной форме.
Формы первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н).
При поступлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования в организациях госсектора может оформляться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) (Приложение N 5 к Приказу N 52н).
В соответствии с п. 71 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.
Соответственно, до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком его учет осуществляется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (смотрите также письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-05-10/23911).
После государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования и постановки на кадастровый учет земельный участок должен быть отражен на балансе госучреждения на основании свидетельства о регистрации.
Однако в рассматриваемой ситуации наличие на забалансовом учете у учреждения в 2015 году земельного участка, фактически переданного ему несколько лет назад, не подтверждается соответствующим актом приема-передачи или иным документом.
Поэтому при принятии к балансовому учету земельного участка на соответствующий счет аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы", по нашему мнению, учреждению целесообразно на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, и приказа департамента имущественных отношений оформить Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101). В сложившихся обстоятельствах действия учреждения по постановке на балансовый учет земельного участка следует рассматривать в том числе как приведение в соответствие фактического наличия имущества и его документального оформления.
Если передающая сторона не заполняет соответствующие разделы (строки) Акта (форма 0504101), оформление документа в таком случае может быть односторонним, при этом такой порядок следует закрепить в учетной политике учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет в госучреждениях земельных участков, полученных на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- Энциклопедия решений. Регистры бухгалтерского учета, применяемые в госучреждении для учета непроизведенных активов;
- Энциклопедия решений. Первичные документы по учету непроизведенных активов госучреждения;
- Энциклопедия решений. Непроизведенные активы госучреждения. Счет 103 00.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
2 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.