Излишки, недостачи, пересортица. Как отразить в учете?
М. Алексеева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 15-23.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. В идеале эти данные должны совпадать, однако на практике такое случается не всегда. Как отразить в бюджетном учете обнаруженные излишки, недостачи, пересортицу, расскажем в статье.
Документальное оформление
При выявлении несоответствия фактического наличия нефинансовых и финансовых активов (денежных средств и денежных документов), бланков строгой отчетности данным бухгалтерского учета необходимо оформить ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Они составляются в процессе инвентаризации на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) (приложение 5 к Приказу Минфина РФ N 52н*(1)). В ведомостях фиксируются недостачи, излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.
По всем расхождениям инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений и выносит на рассмотрение руководителю учреждения предложения:
- по оприходованию неучтенных объектов (излишков) имущества, финансовых активов;
- по отнесению недостач за счет виновных лиц либо их списанию за счет бюджета;
- по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате.
По итогам инвентаризации на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) оформляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Этот акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения. Последний, в свою очередь, издает приказ об отражении в бюджетном учете результатов инвентаризации.
Порядок отражения расхождений в учете
В силу положений п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Излишки. Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к учету (п. 31 Инструкции N 157н*(2)).
Оценочная стоимость определяется на основании п. 25 Инструкции N 157н, ею признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия к учету.
Установление текущей оценочной стоимости в целях принятия нефинансовых активов к учету производится на основе цены, действующей на дату принятия их к учету (оприходования) на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, могут использоваться:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в СМИ и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Принятие к учету излишков нефинансовых активов отражается следующими корреспонденциями счетов (п. 7, 12, 16, 23 Инструкции N 162*(3)):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оприходованы неучтенные объекты нефинансовых активов (по оценочной стоимости): | ||
- основные средства | 1 101 xx 310 | 1 401 10 180 |
- нематериальные активы | 1 102 30 320 | |
- непроизведенные активы | 1 103 хх 330 | |
- материальные запасы | 1 105 xx 340 |
Как было сказано выше, казенное учреждение для определения текущей оценочной стоимости нефинансовых активов вправе привлечь независимых экспертов. В этом случае расходы на оплату услуг оценщика будут относиться на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ и отражаться в бюджетном учете так (разд. V Указаний N 65н*(4), п. 102, 111 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены расходы на оказанные услуги по оценке имущества | 1 401 20 226 | 1 302 26 730 |
Перечислены денежные средства за оказанные услуги по оценке имущества | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 |
Оприходование неучтенных финансовых активов отражается в учете следующими бухгалтерскими записями (п. 49, 50 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оприходованы неучтенные объекты финансовых активов: | ||
- денежные средства | 1 201 34 510 | 1 401 10 180 |
- денежные документы | 1 201 35 510 |
Пример 1
В ходе проведения инвентаризации обнаружен неучтенный объект основных средств - компьютер. Его текущая оценочная стоимость определена независимым оценщиком в сумме 15 000 руб. Стоимость услуг оценщика составляет 500 руб. Оплата услуг произведена с лицевого счета учреждения. Компьютер оприходован и введен в эксплуатацию.
В бюджетном учете данные операции следует отразить проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Принят компьютер к учету в составе объектов основных средств по оценочной стоимости | 1 101 34 310 | 1 401 10 180 | 15 000 |
Начислена амортизация* | 1 401 20 271 | 1 104 34 410 | 15 000 |
Отражены расходы на оказанные услуги по оценке имущества | 1 401 20 226 | 1 302 26 730 | 500 |
Перечислены денежные средства за оказанные услуги по оценке имущества | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 500 |
* Согласно п. 92 Инструкции N 157н начисление амортизации на объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно производится в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. |
Недостачи. Недостачи имущества в пределах норм естественной убыли относятся на расходы учреждения, сверх норм - на счет виновных лиц, а при неустановлении виновных лиц или отказе суда во взыскании убытков с них - на уменьшение финансового результата.
В соответствии с п. 220 Инструкции N 157н при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.
Для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь, понесенных от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами, предназначен счет 1 209 70 000 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам".
Бухгалтерские записи по отражению в учете сумм недостач, а также по их возмещению и списанию будут следующими (п. 7, 10, 13, 26, 27, 29, 78, 86, 104, 152 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Выявление недостач | ||
Отражены суммы выявленных недостач, отнесенных на виновных лиц, по: | ||
- нефинансовым активам | 1 209 хх 560 | 1 401 10 172 |
- денежным средствам | 1 209 81 560 | 1 201 34 610 1 201 27 610 |
- денежным документам, иным финансовым активам (за исключением денежных средств) | 1 209 82 560 | 1 401 10 172 |
Возмещение недостач виновными лицами | ||
Отражено возмещение недостач в денежной форме: | ||
- в кассу учреждения | 1 201 34 510 | 1 209 хх 660 |
- на счет учреждения, открытый в кредитной организации | 1 201 21 510 | |
- в доход бюджета (учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет) | 1 210 02 ххх | |
- в доход бюджета (учреждение является получателем бюджетных средств, за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет) | 1 303 05 830 1 304 04 ххх | 1 209 хх 660 1 303 05 730 |
Отражено возмещение недостач в натуральной форме | 1 401 10 172 | 1 209 хх 660 |
Списание сумм выявленных недостач | ||
Списаны объекты нефинансовых активов в результате недостачи: | ||
а) основные средства | 1 104 xx 410 1 401 10 172 | 1 101 xx 410 |
б) нематериальные активы | 1 104 39 420 1 401 10 172 | 1 102 30 420 |
в) материальные запасы: | ||
- в пределах норм естественной убыли | 1 401 20 272 1 109 xx 272 | 1 105 хх 440 |
- сверх норм естественной убыли, порчи, хищения и т.п. | 1 401 10 172 | 1 105 хх 440 |
г) готовая продукция | 1 401 10 172 | 1 105 37 440 |
д) торговая наценка по товарам, списанным в результате недостачи (методом "красное сторно") | 1 401 10 130 | 1 105 39 340 |
Списаны суммы выявленных недостач в связи с неустановлением виновных лиц, их уточнением по решениям судов | 1 401 10 172 | 1 209 хх 660 |
Списаны суммы выявленных недостач в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным | 1 401 10 173 | 1 209 хх 660 |
Принята к забалансовому учету сумма недостачи в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным | ||
* Учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ способом (п. 339 Инструкции N 157н). |
Пример 2
В ходе проведения инвентаризации обнаружена недостача:
- специальной одежды на сумму 1000 руб. Сумма недостачи возмещена виновным лицом в натуральной форме. Восстановительная стоимость специальной одежды составила 1200 руб.;
- продуктов питания в пределах норм естественной убыли на сумму 300 руб. и сверх норм - 120 руб. Сумма недостачи в размере восстановительной стоимости продуктов питания, равной 200 руб., внесена виновным лицом в кассу учреждения.
В бюджетном учете данные операции следует отразить проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана стоимость специальной одежды в результате недостачи | 1 401 10 172 | 1 105 35 440 | 1000 |
Отнесена недостача специальной одежды на счет виновного лица (по восстановительной стоимости) | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 1200 |
Возмещена недостача специальной одежды виновным лицом в натуральной форме | 1 401 10 172 | 1 209 74 660 | 1200 |
Принята к учету специальная одежда, поступившая при возмещении ущерба виновным лицом | 1 105 35 340 | 1 401 10 172 | 1200 |
Списана стоимость недостающих продуктов питания: | |||
- в пределах норм естественной убыли | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 300 |
- сверх норм естественной убыли | 1 401 10 172 | 1 105 32 440 | 120 |
Отнесена недостача продуктов питания на счет виновного лица (по восстановительной стоимости) | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 200 |
Внесена виновным лицом в кассу учреждения сумма недостачи продуктов питания | 1 201 34 510 | 1 209 74 660 | 200 |
Пересортица. Согласно п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации*(5) производить взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы, можно только:
- за один и тот же проверяемый период;
- у одного и того же материально ответственного лица;
- по материальным ценностям одного наименования и равного количества.
Окончательное решение о зачете принимает руководитель учреждения.
Только после зачета недостач ценностей излишками по пересортице определяется недостача ценностей в пределах норм (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации). Если после зачета по пересортице все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому обнаружена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
При проведении инвентаризации в столовой казенного учреждения у одного и того же материально ответственного лица выявлены следующие расхождения:
- излишек макаронных изделий производителя А - 2 кг (стоимость - 250 руб. за кг);
- недостача макаронных изделий производителя Б - 2 кг (стоимость - 280 руб. за кг).
По решению руководителя учреждения произведен зачет недостач в счет излишков. Сумма разницы в стоимости превышения недостач над излишками макаронных изделий отнесена на виновное лицо и внесена им в кассу учреждения.
В бюджетном учете данные операции следует отразить проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Произведен зачет по пересортице макаронных изделий | 1 105 32 340 Макаронные изделия производителя А | 1 105 32 340 Макаронные изделия производителя Б | 500 |
Отражено превышение недостачи над излишками: списана разница в стоимости макаронных изделий ((280 - 250) руб. х 2) | 1 401 10 172 | 1 105 32 440 | 60 |
Отнесена недостача макаронных изделий на счет виновного лица | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 60 |
Внесена виновным лицом в кассу учреждения сумма недостачи макаронных изделий | 1 201 34 510 | 1 209 74 660 | 60 |
* * *
Расхождения между фактическим наличием активов учреждения и данными регистров бухгалтерского учета отражаются в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), ведомостях расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), а также в акте о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты подлежат оприходованию, недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на расходы учреждения, сверх норм - на счет виновных лиц, а при неустановлении виновных лиц или отказе суда во взыскании убытков с них - на уменьшение финансового результата. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(5) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"