Вопрос: Вправе ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования устанавливать для обучающихся на платной основе различные суммы оплаты: например, если договор заключается с гражданином РФ, то сумма оплаты образовательных услуг меньше, а если с иностранным гражданином, то сумма больше? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2015 г.)

Вправе ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования устанавливать для обучающихся на платной основе различные суммы оплаты: например, если договор заключается с гражданином РФ, то сумма оплаты образовательных услуг меньше, а если с иностранным гражданином, то сумма больше?


Согласно ст. 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Законом N 273-ФЗ.

В силу прямого указания ч. 2 ст. 78 Закона N 273-ФЗ иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

Как следует из ч. 3 ст. 78 Закона N 273-ФЗ иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

Аналогичные положения содержатся в п. 124 приказа Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год", п. 132 приказа Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".

Согласно ст. 53 Закона N 273-ФЗ основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

При этом права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со ст. 55 Закона N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Законом N 273-ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Законом N 273-ФЗ.

В силу ч. 5 ст. 55 Закона N 273-ФЗ прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 54 Закона N 273-ФЗ). Так, согласно постановлению Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (далее - Правила) платные образовательные услуги - это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Согласно п. 4 упомянутых выше Правил организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Обратите внимание, что в силу п. 13 Правил договор об оказании платных образовательных услуг не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Как следует из п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Соответствующий Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.12.2010 N 1898 (далее - Порядок N 1898).

Согласно п. 2 Порядка N 1898 учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания.

Одинаковые условия оказания образовательных услуг включают в себя совокупность требований к качеству услуги (работы) в соответствии с показателями государственного задания, а также требований к оказанию образовательных услуг для соответствующего вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, устанавливаемых:

по основным общеобразовательным программам и основным профессиональным образовательным программам - федеральными государственными образовательными стандартами (при наличии);

по основным программам профессионального обучения - квалификационными требованиями или профессиональными стандартами (при наличии);

по дополнительным образовательным программам - федеральными государственными требованиями или профессиональными стандартами и квалификационными требованиями (при наличии).

Как следует из п. 4 Порядка N 1898 учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Порядка N 1898 размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, определенных п. 2 данного Порядка. При этом в силу п. 6 Порядка N 1898 размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.

Проанализировав изложенные выше нормы права, сообщаем следующее. Согласно ст. 78 Закона N 273-ФЗ иностранные граждане имеют право на получение высшего образования на основании договора об оказании платных услуг. Бюджетное же учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, гражданам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, что и в рамках государственного (муниципального) задания. Более подробно данное положение раскрывается в п. 2 Порядка N 1898, где говорится, что учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания. Таким образом, термин "необходимость обеспечения одинаковых условий" относится к условиям оказания образовательных услуг, как в рамках государственного (муниципального) задания, так и в рамках платных образовательных услуг, но не распространяется на разделение студентов по признаку их гражданства (РФ или иностранного государства). Также подчеркнем, что учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Специально оговоренных случаев, регламентирующих порядок установления стоимости обучения для иностранных граждан, нам обнаружить не удалось. Кроме того, как следует из ч. 2 ст. 78 Закона N 273-ФЗ, иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Получение же высшего образования в данный перечень не входит. Отметим, что ни Закон N 273-ФЗ, ни Порядок N 1898, ни Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования, ни Правила оказания платных образовательных услуг не содержат прямого запрета на установление различной стоимости обучения для российских и иностранных граждан.

Обращаем Ваше внимание, что изложенная выше точка зрения является исключительно нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. К сожалению, обнаружить какую-либо судебную практику нам не удалось. Предлагаем Вам обратиться за рекомендациями в Министерство образования и науки Российской Федерации, задав вопрос на сайте: http://минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Парасоцкая Елена


Ответ прошел контроль качества


23 ноября 2015 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.