В выписке из ЕГРЮЛ организации (общество, осуществляющее хозяйственную деятельность) отсутствуют сведения по ОКВЭД. Организация зарегистрирована в 2003 году до внесения изменений в законодательство, в соответствии с которым установлены обязанность юридических лиц при предоставлении документов для государственной регистрации указывать коды ОКВЭД и обязанность налогового органа внести их в соответствующий реестр. Анализ законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии обязанности юридических лиц, прошедших государственную регистрацию до 1 января 2004 года, представлять в регистрирующий орган сведения о кодах по ОКВЭД в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ, а также сообщать в налоговые органы сведения о кодах по ОКВЭД в случае их изменения.
Однако налоговый орган в адрес организации направил информационное сообщение о необходимости подачи соответствующих сведений следующего содержания:
"Организации необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения об ОКВЭД, так как:
- в связи с отсутствием данных об ОКВЭД в ЕГРЮЛ юридические лица не смогут быть включены по техническим условиям в "Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" (далее - Сводный реестр), порядок формирования и ведения которого утвержден приказом Минфина России от 23.12.2014 N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" (далее - Приказ Минфина N 163н). В соответствии с перечнем информации, утвержденной приказом Минфина N 163н, реквизиты наименований и кодов видов деятельности являются обязательными для включения в Сводный реестр по сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ;
- в отношении юридических лиц, в сведениях ЕГРЮЛ о которых отсутствуют коды ОКВЭД, налоговыми органами будет рассмотрен вопрос о возможности исключения данных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- внесение в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности осуществляется на основании заявлений по формам, утвержденным приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-6/25@), заполненным в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными вышеуказанным приказом ФНС России (далее - Требования). В соответствии с Требованиями в заявлении о государственной регистрации должны указываться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Применение при государственной регистрации юридических лиц кодов ОКВЭД по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) возможно только после внесения изменений в Приказ ФНС России N ММВ-7-6/25@.
Юридические лица, в отношении которых предусмотрен специальный порядок регистрации, должны подать заявления для внесения в ЕГРЮЛ сведений об ОКВЭД в соответствующий регистрирующий орган, уполномоченный принимать решение о регистрации".
Правомерны ли требования налогового органа? Может ли организация в случае отсутствия в выписке из ЕГРЮЛ сведений по ОКВЭД направить запрос в регистрирующий орган о предоставлении данной информации в выписке из ЕГРЮЛ, мотивируя это тем, что коды ОКВЭД являются обязательным реквизитом, и учитывая взаимодействие между регистрирующим органом и другими компетентными государственными органами, владеющими информацией по ОКВЭД? Если организация обязана вносить сведения, то какова форма заявлений для заполнения и каковы требования к заполнению этих заявлений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На наш взгляд, в приведенной ситуации обществу целесообразно обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 о включении в ЕГРЮЛ соответствующих кодов ОКВЭД.
Такое обращение является единственным основанием для включения регистрирующим органом сведений о видах деятельности, осуществляемых обществом, в ЕГРЮЛ и в выдаваемые выписки из этого реестра.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что упомянутое в вопросе информационное сообщение, по всей видимости, связано с исполнением налоговым органом рекомендаций, содержащихся в письме ФНС России от 27.08.2015 N ГД-4-14/15117@, в котором управлениям ФНС России по субъектам РФ предписано обеспечить в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 января 2004 года, внесение сведений о кодах ОКВЭД, в том числе о кодах основных видов деятельности в ЕГРЮЛ, рассмотреть вопрос о возможности исключения юридических лиц, зарегистрированных до 1 января 2004 года, в сведениях о которых отсутствуют коды ОКВЭД, из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), а при отсутствии такой возможности - организовать проведение мероприятий, направленных на внесение в ЕГРЮЛ в отношении указанных юридических лиц сведений о кодах ОКВЭД.
1. Возможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
В ЕГРЮЛ содержатся, в частности, сведения о кодах ОКВЭД, соответствующих осуществляемым юридическим лицом видам деятельности (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации). Согласно п. 5 ст. 5 этого Закона юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных сведений сообщить о таком изменении в регистрирующий орган по месту своего нахождения путем представления заявления по форме Р14001, утвержденной приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации). Неисполнение или несвоевременное исполнение организацией этой обязанности может явиться основанием для привлечения должностных лиц юридического лица к административной ответственности (п.п. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ), но не для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. В силу п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является исключительно одновременное соблюдение двух условий, предусмотренных п. 1 указанной статьи (смотрите также п. 1 ст. 64.2 ГК РФ):
1) юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
2) юридическое лицо в течение указанного срока не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Несоответствие же содержащихся в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД фактически осуществляемым организацией видам деятельности в отсутствие вышеуказанных обстоятельств не может являться основанием для начала процедуры, предусмотренной ст. 21.1 Закона о регистрации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2013 N Ф02-3329/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 04.02.2014 г. N 33-546).
Поэтому приведенная выше рекомендация, содержащаяся в письме ФНС России от 27.08.2015 N ГД-4-14/15117@, не должна восприниматься как указание на возможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего в связи с тем, что в отношении него в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о кодах ОКВЭД.
2. Обязанность направить в регистрирующий орган информацию о кодах ОКВЭД
Предусмотренная п. 5 ст. 5 Закона о регистрации обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней с момента изменения содержащихся в отношении него в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения установлена только с 1 января 2011 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ). До этой даты обязанность сообщать об изменении кодов ОКВЭД в регистрирующий орган не предусматривалась законодательством (смотрите также письмо ФНС России от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@). В связи с этим, на наш взгляд, если с 1 января 2011 года организация продолжает осуществлять одни и те же виды деятельности, сообщать в регистрирующий орган об изменении кодов ОКВЭД формально не требуется. Мы полагаем, что при таких обстоятельствах непредставление соответствующего заявления не должно рассматриваться как основание для привлечения должностных лиц организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Однако такой подход не вполне укладывается в вытекающий из Закона о регистрации принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, означающий, что лица, полагающиеся на данные реестра, вправе исходить из того, что эти данные соответствуют действительным обстоятельствам, и допускает, что ЕГРЮЛ по сугубо формальным основаниям может содержать неактуальную информацию. Кроме того, нельзя исключить, что позиция регистрирующего органа по этому вопросу может основываться не на формальном подходе, что находит подтверждение и в правоприменительной практике (смотрите, например, решение Волгоградского областного суда Волгоградской области от 11.12.2013 по делу N 07р-731/13). Поэтому нельзя исключить, что при изложенных в вопросе обстоятельствах непредставление обществом сведений об изменении кодов ОКВЭД в регистрирующий орган может явиться основанием для привлечения должностных лиц общества к административной ответственности. Кроме того, корректировка организацией указанных сведений может быть целесообразна, например, во избежание споров с налоговыми органами, связанных с применением специальных налоговых режимов или налоговых льгот, установленных для определенных видов деятельности. Учитывая это, полагаем, что обществу целесообразно сообщить в регистрирующий (налоговый) орган о кодах ОКВЭД, соответствующих осуществляемым обществом видам деятельности.
Для этого в регистрирующий орган следует подать заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (которым в этом случае в силу пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона о регистрации выступает руководитель общества), оформленное в соответствии с разделом VII приложения N 20 к упомянутому приказу. Помимо титульного листа и листа Р, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист Н заявления, в котором должны быть указаны коды ОКВЭД, которые общество планирует включить в ЕГРЮЛ.
В заключение отметим, что, действительно, изменение некоторых из содержащихся в ЕГРЮЛ сведений осуществляется без участия лица, к которому относятся эти сведения, в порядке межведомственного взаимодействия. Это касается, в частности, сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации (п. 5 ст. 5 этого Закона). Однако единственным основанием для внесения в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих осуществляемым организацией видам деятельности, является именно заявление, представленное этой организацией. По инициативе каких-либо иных лиц такие сведения в ЕГРЮЛ внесены быть не могут. До внесения же указанных сведений в ЕГРЮЛ они, разумеется, не могут отражаться в выписках из этого реестра, поскольку в такие выписки включаются исключительно те сведения, которые содержатся в реестре (п. 2 ст. 6 Закона о регистрации).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
12 октября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.