Памятка бухгалтеру госсектора к Годовому отчету - 2015 (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Памятка бухгалтеру госсектора к Годовому отчету - 2015


В декабре 2015 года и в первые недели нового 2016 года у бухгалтеров госсектора помимо текущей работы возникает множество неотложных дел. Мы рекомендуем не откладывать их "на потом"... Итак, в ближайшее время нужно успеть:


Ознакомиться с изменениями, вступающими в силу с 2016 года


2016 год не стал исключением и ознаменовался изменениями практически во всех сферах: бухучете и отчетности, планировании и санкционировании расходов, госзакупках и налогообложении... Так, например, КОСГУ будет использоваться только в целях ведения учета и формирования отчетности, вступят в силу положения Закона N 44-ФЗ по обоснованию закупок и нормированию, отчетность по НДФЛ придется составлять по новым формам, будет скорректирован порядок применения кодов видов расходов и т.д.

Уже известны планы Минфина по изменению порядка формирования бюджетной отчетности и бухотчетности бюджетных (автономных) учреждений. Большая часть новшеств будет применяться при составлении отчетности, начиная с отчетности 2016 года.

При формировании отчетности за 2015 год обратите внимание на то, что в Балансах не должно остаться отрицательных остатков по счетам учета расчетов (в т.ч. по счетам учета расчетов по оплате труда). Баланс за 2015 год бюджетные и автономные учреждения будут сдавать по новому формату - в графах 5 и 9 должны быть собраны данные по всем собственным доходам (доходам от оказания платных услуг, средствам ОМС и средствам во временном распоряжении).

В течение 2015 года Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738) уже представлялись в новой редакции. В годовой отчетности в составе Пояснительной записки должна быть представлена расшифровка к этим отчетам - Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф.ф. 0503175, 0503775).

Бюджетным и автономным учреждениям придется сдавать новую форму - "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания..." (ф. 0503762).


Рекомендуем ознакомиться:

Обзор новых требований по формированию годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Обзор новых требований по формированию годовой бюджетной отчетности казенных учреждений

Обзор изменений в Инструкцию N 162н, которые необходимо учесть при составлении отчетности за 2015 год

Обзор новых правил применения классификации видов расходов

Обзор новых правил применения бюджетной классификации при планировании и санкционировании, в учете и отчетности

Обзор изменений порядка определения размера субсидии на выполнение госзадания с 1 января 2016 года

Обзор основных изменений по налогам - 2016

Обзор изменений законодательства об административных правонарушениях

Обзор изменений в законодательства о госзакупках


Утвердить учетную политику (либо внести изменения в уже имеющуюся)


Учетная политика как для целей бухгалтерского, так и налогового учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 12 ст. 167 НК РФ). Законодательство допускает возможность изменения учетной политики в случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ. Изменения в учетную политику должны быть утверждены не позднее 31 декабря 2015 года (шестой абзац ст. 313 НК РФ и ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).

При формировании учетной политики на 2016 год учитывайте соответствующие новые положения Инструкции N 157н и Инструкции N 162н (в редакции приказа Минфина России от 30.11.2015 N 184н)! В частности, необходимо скорректировать рабочий план счетов, изменить порядок принятия к учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также определить порядок перевода составленных на иностранных языках первичных документов.


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Учетная политика (для госсектора)

Установление критериев существенности в учетной политике госучреждения


Формы документов:

Конструктор учетной политики (онлайн-сервис)


Провести инвентаризацию и анализ данных бухучета


Данные годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности должны быть подтверждены результатами инвентаризации (п. 7 Инструкции N 191н, п. 9 Инструкции N 33н).

1. Особое внимание уделите анализу дебиторской задолженности. Вся дебиторка, отраженная в отчетности за 2015 год, должна быть обоснованна (ее возникновение должно быть обусловлено положениями определенных нормативных правовых актов). Например, суммы перечисленных контрагентам авансов не могут превышать предельные значения, установленные в публично-правовом образовании. А само решение о перечислении аванса должно отвечать требованиям БК РФ по эффективному использованию бюджетных средств. Дебиторка, не отвечающая понятию актива, должна быть списана с баланса (критерий для списания: по заключению юридической службы исчерпаны все возможности по ее истребованию, в т.ч. по истребованию в судебном порядке).

ГАРАНТ:

Порядок инвентаризации дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам с указанием причин образования задолженности и мер по ее сокращению, а также соответствующие формы отчетности доведены письмом Минфина России и Федерального казначейства от 10.12.2015 N 02-07-07/73609, N 07-04-05/02-848.

Другой важный участок инвентаризации: анализ показателей по счету 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения", с обязательным выездом комиссии на строительные площадки. В балансовом учете должны числиться только вложения в те объекты, которые впоследствии будут учтены в составе нефинансовых активов. Остальные вложения следует списать с баланса в порядке, установленном в публично-правовом образовании.

ГАРАНТ:

Методические рекомендации по проведению инвентаризации вложений в объекты недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации доведены письмом Минфина России и Федерального казначейства от 22.12.2015 NN 02-06-07/75364, 07-04-05/02-874.

Ни в активе, ни в пассиве Баланса не должно остаться "отрицательных" остатков - сальдо по всем счетам расчетов по состоянию на конец отчетного периода должно быть "развернуто". Например, при наличии дебиторской задолженности по налогам ее необходимо будет отразить в активе баланса, а не в пассиве со знаком "минус".

Проверьте начисление (корректировку) показателей по резервам предстоящих расходов: по расходам на предстоящую оплату отпусков; на оплату обязательств по исковым требованиям, на покрытие обязательств, которые возникнут в связи с планируемой реорганизацией; по отсутствующим на отчетную дату документам.

На основании заключенного Соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на 2016 год отразите в 2015 году доходы будущих периодов (если это предусмотрено учетной политикой).


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Инвентаризация активов и обязательств в госучреждении

Отражение результатов инвентаризации в учете госучреждения

Списание госучреждением задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности)

Списание государственного и муниципального имущества

Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60

Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации (в целях налогообложения прибыли)

Налоговый учет убытков в виде недостачи материальных ценностей


Сформировать показатели на первый отчетный день 2016 года по новым правилам


В 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в 2016 году казенные учреждения должны отражать показатели с 4 по 20 разряд нового кода КДБ, КРБ и КИФ (п. 21 Инструкции N 157н).

Казенные учреждения и органы власти при составлении отчетности за 2015 год и формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года должны руководствоваться соответствующими положениями Инструкции N 162н в редакции приказа Минфина России от 30.11.2015 N 184н (п. 5 Приказа N 184н).

Бюджетные и автономные учреждения с 1 января 2017 года будут обязаны в разрядах с 1 по 4 номера счета указывать код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 21.1 Инструкции N 157н). Своей учетной политикой эти учреждения могут перенести начало применения данного правила на 1 января 2016 года.


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Применение казенными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бюджетного учета

Применение бюджетными (автономными) учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета

Обзор новых правил применения бюджетной классификации при планировании и санкционировании, в учете и отчетности


Утвердить Бюджетную смету, План ФХД, План-график закупок


В казенных учреждениях должна быть составлена и утверждена в установленном порядке Бюджетная смета на 2016 год (п. 2 ст. 161 БК РФ, п. 3 Общих требований, утв. приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н).

В бюджетных и автономных составляется и утверждается План ФХД на 2016 год. Напомним, согласно новой редакции п. 22 Требований, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, План ФХД бюджетного учреждения утверждается его руководителем, если иной порядок не установлен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В силу п. 2 Особенностей, утв. приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н, Планы-графики закупок подлежат размещению на официальном сайте не позднее 1 календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения

Требования к составлению и размещению плана-графика по Закону N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах


Утвердить (пересмотреть) лимит остатка кассы


Для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает лимит остатка наличных денег (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У). Срок, в течение которого действует утвержденный лимит кассы, не регламентирован, поэтому лимит может быть установлен как на определённый срок, так и бессрочно. Пересмотр установленного лимита допустим в любое время исходя из текущих потребностей. Если срок действия лимита был установлен до 31 декабря 2015 года, то на следующий год необходимо издать новый приказ.


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Лимит остатка денежной наличности

Определение в казенном учреждении лимита остатка наличных денег в кассе

Определение в бюджетном (автономном) учреждении лимита остатка наличных денег в кассе


Уточнить налоговый статус иностранных работников


Окончательный налоговый статус иностранного работника, определяющий налогообложение его доходов, полученных за год, устанавливается по итогам налогового периода, то есть на 31 декабря 2015 года.


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц)

Изменение ставки НДФЛ при получении (утрате) статуса резидента РФ

НДФЛ с доходов иностранных граждан и лиц без гражданства

Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами


Выбрать обособленное подразделения в субъекте РФ, через которое будет уплачиваться налог на прибыль


Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений в одном субъекте РФ, то он должен уведомить инспекцию о выборе того из них, через которое будет уплачиваться налог на прибыль в бюджет субъекта РФ. Сделать это необходимо до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (второй абзац п. 2 ст. 288 НК РФ).


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Исчисление и уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль обособленного подразделения и головной организации


Формы документов:

Пример заполнения Уведомления N 1 об уплате налога на прибыль через обособленное подразделение


Проверить лимиты нормируемых расходов


Некоторые расходы (рекламные, представительские, на добровольное медицинское страхование и др.), для целей исчисления налога на прибыль являются нормируемыми. Норматив таких расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, следовательно, на 31 декабря лимит следует уточнить (п. 3 ст. 318 НК РФ).


Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений:

Представительские расходы в целях налогообложения прибыли

Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли)

Платежи работодателей по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным в пользу работников, в целях налогообложения прибыли

Суммы платежей работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников


Провести инвентаризацию резервов в налоговом учете и принять решение о создании резервов на следующий год


Если организация создавала резервы в целях налогообложения прибыли, то на последнее число налогового периода, ей необходимо провести их инвентаризацию и отразить полученные результаты в учете. Кроме того, надо решить, будет организация создавать резервы в следующем налоговом периоде или нет.


Рекомендуем Энциклопедию решений:

Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли

Расходы на формирование резервов при налогообложении прибыли


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.