Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2014 г. N 231 "Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта"

С изменениями и дополнениями от:

1 августа 2016 г.

 

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837, 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901; N 30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041,4058; 2014, N 6, ст. 566) приказываю:

Утвердить прилагаемые Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта.

 

Министр

М.Ю. Соколов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 октября 2014 г.
Регистрационный N 34278

 

Требования
к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2014 г. N 231)

С изменениями и дополнениями от:

1 августа 2016 г.

 

1. Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности приведены в приложении N 1 к настоящим Требованиям к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ), личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ применительно к отдельным видам транспорта (далее - Требования).

2. Проверка соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ (далее - аттестуемые лица) осуществляется с использованием перечней вопросов, разрабатываемых постоянно действующими приложение N 1 к настоящим Требованиям), а также особенностей обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) по видам транспорта, ОТИ дорожного хозяйства, метрополитенов.

3. Органы аттестации на базе перечней вопросов, утвержденных руководителями компетентных органов, формируют билеты, содержащие тематические вопросы, требующие развернутых ответов, практические задачи, а также письменные (компьютерные) тесты, предлагаемые аттестуемым лицам при проверке знаний, умений, навыков.

4. В ходе проверки знаний, умений, навыков аттестуемому лицу необходимо:

ответить на три тематических вопроса и решить две практические задачи, содержащиеся в билетах;

пройти письменный (компьютерный) тест, содержащий не менее 50 вопросов с четырьмя и более многовариантными ответами.

5. Вопросы и практические задачи для одной категории аттестуемых лиц имеют равный уровень сложности. Предлагаемые аттестуемым лицам вопросы в виде тестов имеют один однозначно определяемый правильный ответ.

6. Проверка знаний, умений, навыков проводится с использованием компьютерного тестирования и тренажеров. Протокол результатов проверки знаний, умений, навыков формируется непосредственно после проведения проверки.

7. Обновление законодательство Российской Федерации о транспортной безопасности.

8. Компетентные органы размещают утвержденные перечни вопросов (без указания многовариантных ответов) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Оценка знаний, умений, навыков аттестуемых лиц проводится в следующем порядке:

за каждый правильный ответ на вопрос в форме теста аттестуемое лицо получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа 0 баллов;

за каждый ответ на тематический вопрос аттестуемое лицо получает 10 либо 5, либо 0 баллов в зависимости от ответа аттестуемого лица на вопрос;

за решение одной практической задачи аттестуемое лицо получает 20 либо 10, либо 0 баллов в зависимости от решения аттестуемым лицом практической задачи.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 1 августа 2016 г. N 220 в пункт 10 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10. Знания, умения, навыки аттестуемого лица, получившего суммарно менее 85 баллов, считаются не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

11. Требования к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий сил ОТБ, включающие качества, необходимые для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества), а также направленные на исключение факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

12. Особенности проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности:

1) законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности проводится посредством психофизиологического обследования аттестуемых лиц;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 1 августа 2016 г. N 220 в подпункт 2 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) специалист, проводящий психофизиологическое обследование, регистрирует аттестуемое лицо в журнале регистрации психофизиологических обследований;

3) психофизиологическое обследование проводится в добровольном порядке;

4) аттестуемым лицам заблаговременно сообщаются дата, время и место его проведения;

5) процесс психофизиологического обследования включает в себя:

подготовительную стадию (регистрацию кандидатов, анализ документов, представленных аттестуемым лицом, вводный инструктаж, оформление учетной документации);

психодиагностическое тестирование (далее - тестирование);

завершающую стадию (описание и анализ результатов обследования, оформление документации);

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 1 августа 2016 г. N 220 в подпункт 6 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

6) психофизиологическое обследование проводится как в составе группы (не менее 10 человек одновременно), так и индивидуально с каждым аттестуемым лицом;

7) для психофизиологического обследования применяются технические средства инструментального измерения и обработки результатов психологического тестирования;

8) при психофизиологическом обследовании аттестуемых лиц устанавливается уровень развития индивидуальных личностных (психофизиологических) качеств, необходимых для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важных качеств), склонность к данному виду деятельности, а также выявляются факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения;

9) измерение и оценка профессионально важных качеств аттестуемого лица, а также выявление факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения осуществляется с применением методик, соответствующих научно обоснованным требованиям к ним по критериям надежности, достоверности и стандартизированности на основе профессиональной адаптации. В процессе тестирования применяются только комплексы психодиагностических тестов, соответствующие целям освидетельствования;

10) на основе анализа информации, полученной в процессе психофизиологического обследования, лицом, проводившим обследование, оформляется заключение;

11) по результатам психофизиологического обследования выносится одно из следующих решений:

"Допускается" (относимые к этой категории аттестуемые лица полностью соответствуют требованиям к отдельным категориям сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности);

"Не допускается" (относимые к этой категории аттестуемые лица не соответствуют требованиям к отдельным категориям сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности);

12) при необходимости в случаях затруднения в оценке результатов психофизиологического обследования либо оспаривания выводов, содержащихся в заключении о профессиональной пригодности, протокол с пояснительной запиской, отражающей суть затруднений или разногласий, направляется на рассмотрение руководителя органа аттестации. Если по результатам рассмотрения материалов выявляются нарушения установленных требований, уполномоченным лицом органа аттестации принимается решение об отмене заключения о профессиональной пригодности и назначается новое обследование;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 1 августа 2016 г. N 220 в подпункт 13 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

13) методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личностных (психофизиологических) качеств аттестуемых лиц, разрабатываются комиссиями, созданными при компетентных органах и определяются компетентными органами применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта.

13. Требования к уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям.

14. Особенности проверки соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности:

1) физические упражнения, указанные в приложении N 3 к настоящим Требованиям, назначаются для проверки уровня физической подготовки работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

2) для выполнения физического упражнения дается одна попытка. Выполнение физических упражнений в целях улучшения результата не допускается;

3) в ходе проверки физические упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения на быстроту, силовые упражнения.

Все физические упражнения выполняются в течение одного дня.

4) проверка физической подготовки проводится в спортивной форме одежды;

5) аттестуемое лицо, не выполнившее в соответствии с нормативом одно из упражнений, указанных в приложении N 3 к настоящим Требованиям, оценивается "неудовлетворительно". Уровень физической подготовки данного лица считается не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;

6) физические упражнения проводятся на открытом воздухе или в закрытом помещении (спортивный зал) при температуре не ниже минус 10°С, не выше плюс 35°С.

Приложение N 1
к Требованиям (п.1)

 

Требования
к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

3) перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) основы информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности;

5) порядок категорирования ОТИ и (или) ТС;

6) порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС;

7) порядок разработки и содержание плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

8) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

9) особенности реализации требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

10) порядок подготовки и аттестации сил ОТБ;

11) порядок аккредитации подразделения транспортной безопасности, требования к ним, полномочия и ответственность;

12) особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

13) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные акты в области обеспечения транспортной безопасности;

2) осуществлять контроль за разработкой и представлением на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

3) осуществлять контроль за реализацией плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

5) осуществлять контроль за подготовкой и аттестацией сил ОТБ;

6) разрабатывать мероприятия по совершенствованию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС с учетом угроз совершенствования АНВ.

Работник должен иметь навыки:

1) принятия управленческих решений;

2) планирования и прогнозирования результатов деятельности;

3) организации исполнения и контроля за исполнением принятых решений;

4) подбора и мотивации персонала;

5) информационно-аналитической работы.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС;

2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

3) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

5) особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;

6) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;

7) порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

8) особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

9) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) организовать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;

2) осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

3) организовать инструктаж сил ОТБ;

4) обеспечить реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС в пределах своей компетенции.

Работник должен иметь навыки:

1) принятия управленческих решений;

2) организации исполнения и контроля за исполнением принятых решений.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

3) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) количество категорий и критерии категорирования ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта;

5) порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта;

6) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

7) ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

8) порядок подготовки и аттестации сил ОТБ;

9) требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ на конкретном виде транспорта и особенности их проверки;

10) правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств;

11) порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных;

12) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;

13) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

14) правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;

15) порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

16) порядок применения технических средств обеспечения транспортной безопасности;

17) права и обязанности СТИ и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности;

18) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) организовать разработку и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности;

2) организовать проведение оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС;

3) организовывать разработку и представление на утверждение в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) организовать информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

5) организовать подготовку и аттестацию сил ОТБ;

6) организовать подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Работник должен иметь навыки:

1) принятия управленческих решений;

2) планирования и прогнозирования результатов деятельности;

3) организации исполнения и контроля за исполнением принятых решений;

4) подбора и мотивации персонала;

5) информационно-аналитической работы.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников подразделения транспортной безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

3) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

4) порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;

5) основы проведения наблюдения и собеседования при проведении контрольно-пропускных функций на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС;

6) порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС;

7) перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также условия, в случае соблюдения которых предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС;

8) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

2) реагировать на срабатывание средств сигнализации и нарушения контроля доступа в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС, охранной системы, средств видеонаблюдения;

3) пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.

Работник должен иметь навыки:

1) осмотра и патрулирования ОТИ и (или) ТС, их критических элементов;

2) выявления признаков подделки разрешительных документов;

3) пользования средствами радиосвязи, спецсредствами, оружием;

4) реагирования на совершение или угрозу совершения АНВ;

5) информирования об обстановке на ОТИ и (или) ТС.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников, осуществляющих досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

3) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

4) порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;

5) основы проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

6) правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;

7) схему размещения и состав оснащения средствами досмотра контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ и (или) ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ;

8) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

9) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ;

2) пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.

Работник должен иметь навыки:

1) организации проверки соответствия вносимого (выносимого) имущества документам, дающим право на его перемещение;

2) организации досмотра вносимого (выносимого) имущества;

3) организации досмотра транспортных средств;

4) информирования об обстановке на объекте.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

3) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

4) порядок проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

5) основы проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;

6) порядок применения технических средств защиты ОТИ и (или) ТС;

7) порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;

8) перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности, или ее часть, а также условия, в случае соблюдения которых устройства, предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС;

9) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

10) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ;

2) проводить наблюдение и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

3) пользоваться техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

4) анализировать данные технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Работник должен иметь навыки:

1) выявления признаков возможного совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

2) проверки документов, выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на ТС физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;

3) проведения наблюдения и собеседования с пассажирами на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности

 

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС, а также порядок действий при их объявлении (установлении);

3) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

4) порядок применения технических средств обеспечения транспортной безопасности;

5) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) оценивать на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности данные технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности;

2) моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ, попытки проноса (провоза) предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению в зону транспортной безопасности, или ее части и на критические элементы ОТИ или ТС.

Работник должен иметь навыки:

1) работы с техническими системами и средствами обеспечения транспортной безопасности;

2) пользования: средствами дежурного охранного оповещения и освещения объекта; техническими средствами контроля обстановки на объекте с помощью охранного телевидения, сигнализации; средствами радиосвязи; первичными средствами пожаротушения;

3) обнаружения взрывных устройств и подозрительных предметов, реагировании на совершение или угрозу совершения АНВ;

4) информирования об обстановке на объекте;

5) приема, сдачи объекта, находящегося под охраной.

 

Перечень знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для иных работников, субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве

 

Работник должен знать:

1) основные положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

3) структуру требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

4) особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;

5) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;

6) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

7) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) взаимодействовать с работниками на ОТИ и (или) ТС, непосредственно связанными с обеспечением транспортной безопасности;

2) информировать об обстановке на ОТИ и (или) ТС.

Работник должен иметь навыки:

1) выявления нарушителей внутриобъектового и пропускного режимов охраняемого объекта;

2) организации защиты ОТИ и (или) ТС в соответствии с разработанным планом обеспечения транспортной безопасности;

3) реагирования на совершение или угрозу совершения АНВ.

 

Приложение N 2
к Требованиям (п. 11)

 

Требования
к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категории сил ОТБ

 

1. Качества, необходимые для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества):

1) интеллектуальное развитие, способность к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

2) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

3) высокий уровень волевой регуляции поведения, энергичность, выдержка, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, высокая работоспособность;

4) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, чувство долга и ответственность;

5) высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

6) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за принятие решения, за свои действия и поступки;

умение определять приоритеты и последовательность решения проблем;

самостоятельность, уверенность в своих силах при высоком уровне самокритичности;

7) адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха на основе самореализации и саморазвития в конкретной профессиональной деятельности;

8) стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях;

9) способность поддержания оптимального уровня работоспособности в штатных условиях монотонии и экстремальных условиях.

2. Отсутствие факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения:

1) участие в незаконном обороте оружия;

2) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

3) сокрытие или предоставление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

4) попытка поступления на работу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

5) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями.

 

Приложение N 3
к Требованиям (п. 13)

 

Требования
к уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ

 

Мужчины

 

Наименование

упражнений

до 25 лет

от 26 до 30 лет

от 31 до 35 лет

от 36 до 40 лет

от 41 до 45 лет

от 46 до 50 лет

от 51 до 55 лет

56 лет и

старше

Подтягивание на перекладине

(кол-во раз)

15

10

6

5

4

3

2

0

или сгибание рук в упоре лежа

(кол-во раз)

45

40

35

30

24

19

14

9

либо толчок (жим) гири весом 16 кг

(кол-во раз)

15

13

11

9

6

4

2

0

Челночный бег

10x10 м (сек.)

28,8

29,6

30,3

30,8

31,6

34,2

38,2

41,2

или челночный бег

4x20 м (сек.)

19,2

19,5

19,9

20,6

21,4

22,3

26,1

26.8

 

Женщины

 

Наименование

упражнений

до 25 лет

от 26 до 30 лет

от 31 до 35 лет

от 36 до 40 лет

от 41 до 45 лет

46 лет и старше

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

(кол-во раз)

или

10

8

6

5

4

3

наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 мин.

(кол-во раз)

20

18

16

14

10

6

Челночный бег

10x10 м (сек.)

36,5

37,0

39,0

43,0

48,0

51,0

или

челночный бег

4x20 м (сек.)

20,0

21,5

22,0

24,0

29,0

31,0

 


Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2014 г. N 231 "Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 октября 2014 г.
Регистрационный N 34278


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 22 октября 2014 г. N 241


Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Министерства транспорта РФ от 4 сентября 2017 г. N 354

Изменения вступают в силу с 20 января 2018 г.


Приказ Министерства транспорта РФ от 1 августа 2016 г. N 220

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа