• ДОКУМЕНТ

4. Основные изменения в статьях закона и варианты построения устава общества с ограниченной ответственностью

4. Основные изменения в статьях закона и варианты построения устава общества с ограниченной ответственностью

 

Изменение ст. 93 ГК РФ, определяющей новый порядок перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу и определило изменение ряда статей в законе. В соответствии с новыми положениями, переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью возможен на основании:

сделки;

в порядке правопреемства;

на основании закона;

При этом переход доли на основании сделок требует еще и обязательного нотариального удостоверения. Поэтому в положения о порядке перехода доли в уставном капитале общества необходимо внести изменения в устав в соответствии с новыми нормами закона.

 

Нотариальное удостоверение сделок по отчуждению, залогу доли

 

Сделки, направленные на отчуждение доли в уставном капитале, в том числе и залог доли, подлежат нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность сделки. Нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном:

статьями 23 (приобретение обществом доли или части доли в уставном капитале общества) и 26 (выход участника общества из общества);

распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 (доли, принадлежащие обществу);

при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта;

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, в подпункт 5 пункта 1 статьи 333.25 установили, что для определения размера государственной пошлины за удостоверение сделок нотариусами принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли.

Закон и ранее допускал нотариальное удостоверение совершения сделок по приобретению доли в уставном капитале общества, но это норма носила диспозитивный характер. И могла найти отражение в уставе общества, но было очень мало уставов, где это было установлено в обязательном порядке. Сейчас нотариальное удостоверение сделок перешло в разряд императивных требований, обязательных положений закона.

 

Права участников общества

 

В новой редакции изложены по новому и основные права участников общества, участники общества вправе:

продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном законом и уставом общества;

потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных законом;

выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу;

Так как претерпели изменение права участников общества, то в уставе общества могут и отсутствовать положения, предусматривающие право участника на свободный выход из общества. Если ранее право на выход участника из общества было отражено в законе в императивной форме, то теперь такое право у участника может быть только в случаях предусмотренных законом или специально закреплено за участником общества в уставе.

Достаточно интересно права участников общества, их классификацию излагает в одной из работ*(23) Могилевский С.Д., собрав из всех статей закона дополнительно еще 24 вида прав, которыми закон наделяет участников общества. Насколько целесообразно указывать все перечисленные в данной работе права участников в уставе общества нужно решать уже учредителям общества при разработке нового варианта устава общества.

 

Переход доли участника общества к другим участникам общества и третьим лицам

 

Новый порядок перехода долей в уставном капитале общества определен достаточно большим количеством диспозитивных норм, определяющих условия перехода доли к другим участникам общества и третьим лицам. И это позволяет скомбинировать необходимый вариант перехода доли при построении устава общества. Базовое положение устава может быть изложено в таком виде:

1А - Участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества.

Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется.

Но наличие диспозитивных норм в законе позволяет в уставе общества эти положения в уставе изменить в следующем виде:

1Б - согласие других участников общества для совершения такой сделки требуется.

1В - согласие общества на совершение такой сделки требуется.

1Г - согласие и участников и общества на совершение такой сделки требуется.

Такое согласие считается полученным участником общества, отчуждающим долю или часть доли, при условии, что в течение 30 (тридцати) дней со дня обращения к обществу им получено согласие общества, выраженное в письменной форме, либо от общества не получен отказ в даче согласия на отчуждение доли или части доли, выраженный в письменной форме.

При этом дополнительно установлено*(24), что подлинность подписи на заявлении участника общества или общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

В отношении продажи доли третьим лицам в уставе может быть установлено базовое положение, например, вот в таком виде:

2А - Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований законодательства и устава общества.

Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется.

Или эти нормы могут быть в уставе общества определены и по иному, закон допускает введение положений, требующих получение согласия участников или общества, при этом в законе установлены сроки, в течение которого такое согласие считается полученным. И предусмотрена так же возможность изменения срока получения согласия. С учетом всех эти допущений это пункт устава может быть изложен в такой редакции:

2Б - Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований законодательства и устава общества.

Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки требуется.

Такое согласие считается полученным при условии, что всеми участниками общества в течение 30 (тридцати) дней со дня получения оферты обществом в общество представлены составленные в письменной форме заявления о согласии на отчуждение доли или части доли на основании сделки или на переход доли или части доли к третьему лицу либо в течение указанного срока не представлены составленные в письменной форме заявления об отказе от дачи согласия на отчуждение или переход доли или части доли.

Но в уставе общества может быть установлен и запрет на отчуждение доли третьим лицам. Такое построение устава так же возможно с использованием диспозитивных норм закона и в этом случае раздел устава может выглядеть уже в таком виде:

2В - Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам не допускается.

В порядке перехода доли к наследникам и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передачи доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам) практически ни чего не изменилось. Уставом общества можно предусмотреть, что такой переход возможен только с согласия остальных участников общества.

Новшеством можно признать то, уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия от участников общества в зависимости от оснований такого перехода.

 

Преимущественное право покупки доли

 

В случае, если продажа либо отчуждение иным образом доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается, то законодательство введен еще ряд нововведений для осуществления такой покупки, с применением преимущественного права, которое в уставе общества может быть изложено в различных вариантах:

3А - участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли пропорционально размерам долей участников общества;

3Б - участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли непропорционально размерам долей участников общества;

3В - общество имеет преимущественно право покупки доли или части доли, если другие участники не использовали свое преимущественное право;

2Г - участники общества имеют преимущественное право покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи;

3Д - общество имеют преимущественное право покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи;

3Е - покупка доли по цене предложения третьему лицу;

3Ж - покупка доли по заранее определенной уставом цене;

Возможно включение в устав общества всех перечисленных выше положений или только отдельных норм. Условно возможность реализация преимущественного права представлена на рис. 1. При включении всех норм по применению преимущественного прав оставшаяся доля или часть доли может быть продана третьему лицу после частичной реализации указанного права обществом или его участниками. Но в этом случае, если продажа доли осуществляется по рыночной цене, стоимость оставшейся части доли изменится и тогда может сложиться ситуация, что участнику снова придется подавать в общество новую оферту, если прежний покупатель откажется от покупки.

Для более правильного применения положений закона об использовании преимущественного права покупки доли будет небесполезным ознакомиться с обзором практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ.*(25) Позиция, определенная Высшим арбитражным судом по применению ряда статей ГК РФ, положений законодательства об исполнительном производстве, о продажах через конкурсные торги будет достаточно интересной и для участников общества с ограниченной ответственностью Так как многие вопросы, рассмотренные в этом обзоре, могут найти свое применение и при рассмотрении возможных споров участников обществ при применении норм закона о преимущественном праве покупки доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

 

Заранее определенная уставом общества цена покупки доли

 

Цена покупки доли в уставном капитале может быть установлена уставом общества:

в твердой денежной сумме;

на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли

стоимость чистых активов общества,

балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату,

чистая прибыль общества и другие.

Закон содержит и прямое указание на то, что не может одновременно применяться и цена предложения третьим лицам и заранее определенная уставом общества цена покупки доли.

 

   /-------------------------------------\
   | Разрешена |продажа доли | запрещена |
   |           |третьим лицам|           |
   \-------------------------------------/
                                                   /------------------\
/--------------------------------\     \-------------|положения в уставе|
|согласие участников|не требуется|------------------|      общества    |
|и общества         |            |                   \------------------/
\--------------------------------/
        
/--------------------------------------------\
|преимущественное право|участников           |
|                      |---------------------|
|                      |общества             |
|                      |---------------------+---\
|                      |участников и общества|    |
\--------------------------------------------/    |
        |                                         |
                                                 |
/--------------------------\                      |
|право покупки не всей доли|---------------------|
|предлагаемой к продаже    |                      |  /------------------\
\--------------------------/                      |  |положения в уставе|
                                                 |--|     общества     |
/---------------------------\                     |  \------------------/
|предложение доли участникам|                     |
|общества непропорционально |--------------------|
|размерам их долей          |                     |
\---------------------------/                     |
            /---------------\                     |
                                                |
/-------------------\   /-----------------------\ |
|по цене предложения|   |по заранее определенной|/
|третьим лицам      |   |в уставе цене          |
\-------------------/   \-----------------------/
                             |    /--------------------\
                             |    |  стоимость чистых  |
                             |---|  активов общества  |
                             |    \--------------------/
                             |    /--------------------\
                             |    |балансовая стоимость|
                             |    |активов  общества на|
                             |---|последнюю   отчетную|
                             |    |дату                |
                             |    \--------------------/
                             |    /--------------------\
                             |    |   чистая прибыль   |
                             |---|      общества      |
                             |    \--------------------/
                             |    /--------------------\
                             \---|       другие       |
                                  \--------------------/

 

Рис. 1. Преимущественное право покупки.

 

Определение компетенции органов управления обществом

 

Новая редакция закона уточнила компетенцию органов управления обществом. Основные изменения коснулись компетенции совета директоров. Как изменилась компетенция органов управления хорошо видно из представленных таблиц 4 и 5.

 

Таблица 4

 

Компетенция общего собрания участников общества

 

Старая редакция Новая редакция
определение основных направлений деятельности
общества, а также принятие решения об участии в
ассоциациях и других объединениях коммерческих
организаций;
определение основных направлений деятельности
общества, а также принятие решения об участии в
ассоциациях и других объединениях коммерческих
организаций;
изменение устава общества, в том числе изменение
размера уставного капитала общества;
изменение устава общества, в том числе изменение
размера уставного капитала общества;
внесение изменений в учредительный договор; < Исключен
образование исполнительных органов общества и
досрочное прекращение их полномочий, а также
принятие решения о передаче полномочий
единоличного исполнительного органа общества
коммерческой организации или индивидуальному
предпринимателю (далее - управляющий), утверждение
такого управляющего и условий договора с ним;
Добавлено >
образование исполнительных органов общества и
досрочное прекращение их полномочий, а также
принятие решения о передаче полномочий
единоличного исполнительного органа общества
управляющему, утверждение такого управляющего и
условий договора с ним, если уставом общества
решение указанных вопросов не отнесено к
компетенции совета директоров (наблюдательного
совета) общества;
избрание и досрочное прекращение полномочий
ревизионной комиссии (ревизора) общества;
избрание и досрочное прекращение полномочий
ревизионной комиссии (ревизора) общества;
утверждение годовых отчетов и годовых
бухгалтерских балансов;
утверждение годовых отчетов и годовых
бухгалтерских балансов;
принятие решения о распределении чистой прибыли
общества между участниками общества;
принятие решения о распределении чистой прибыли
общества между участниками общества;
утверждение (принятие) документов, регулирующих
внутреннюю деятельность общества (внутренних
документов общества);
утверждение (принятие) документов, регулирующих
внутреннюю деятельность общества (внутренних
документов общества);
принятие решения о размещении обществом облигаций
и иных эмиссионных ценных бумаг;
принятие решения о размещении обществом облигаций
и иных эмиссионных ценных бумаг;
назначение аудиторской проверки, утверждение
аудитора и определение размера оплаты его услуг;
назначение аудиторской проверки, утверждение
аудитора и определение размера оплаты его услуг;
принятие решения о реорганизации или ликвидации
общества;
принятие решения о реорганизации или ликвидации
общества;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение
ликвидационных балансов;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение
ликвидационных балансов;
решение иных вопросов, предусмотренных законом. решение иных вопросов, предусмотренных законом.

 

Необходимо отметить, что новая редакция статьи, определяющей компетенцию общего собрания участников общества, изменилась не сильно. Исключен один из пунктов и установлена альтернативную компетенция образования исполнительных органов общества. В случае если в обществе есть совет директоров (наблюдательный совет) общества, то уставом общества решение вопросов образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, может быть передано для решения в совет директоров (наблюдательный совет) общества.

Дополнительными изменениями*(26) уточнено, что ряд вопросов не может быть передан на рассмотрение иных органов управления обществом. Законом определены следующие вопросы:

изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;

избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;

утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;

принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;

назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

Данные вопросы отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников и решения по этим вопросам могут быть приняты только общим собранием участников. При этом в самом тексте закона достаточно чаще встречаются положения, устанавливающие, что вопрос может быть принят только при единогласном решении участников общества, то есть относиться именно к исключительной компетенции участников общества, например, дополнительные обязанности участника могут быть прекращены по решению общего собрания, принятому всеми участниками общества единогласно, а также и некоторые другие вопросы.

В большей степени изменен и сам порядок принятия решений общим собранием участников, по отдельным вопросам поменялось количество голосов необходимое для принятия решения, в частности внесения изменений в устав общества. Новой редакцией закона определено, что вопросы внесения изменений в устав обществ:

положения, устанавливающие преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале участниками общества или обществом по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения;

положения, устанавливающие возможность, воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи. При этом оставшаяся доля или часть доли может быть продана третьему лицу после частичной реализации указанного права обществом или его участниками по цене и на условиях, которые были сообщены обществу и его участникам, либо по цене не ниже заранее определенной уставом цены;

положения, устанавливающие порядок осуществления участниками общества преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества непропорционально размерам долей участников общества;

положения, устанавливающие иной срок (не 3 месяца) выплаты действительной стоимости доли в уставном капитале общества;

положения, устанавливающие право участника общества выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия его участников или общества.*(27)

принимаются при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Исключение же из устава общества этих положений осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому двумя тетями голосов от общего числа голосов участников общества.

При уточнении компетенции общего собрания участников общества необходимо обратить внимание на то, что поправками, внесенными в статью 43 закона, установлено - решения общего собрания участников общества, принятые по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания (за исключением случая, если на общем собрании участников общества присутствовали все участники общества), либо без необходимого для принятия решения большинства голосов участников общества, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.

Если схема управления обществом предполагает образование совета директоров (наблюдательного совета) общества, то компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества. В этом случае может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся вопросы, представленные в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета)

 

старая редакция абзац второй и третий п. 2 ст. 32 (утратили силу)

Новая редакция пункт 2.1 ст. 32

образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 закона, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 закона, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, решение иных вопросов, предусмотренных законом.

определение основных направлений деятельности общества;

образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

 

принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

 

назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

 

утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);

 

создание филиалов и открытие представительств общества;

 

решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 закона;

 

решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 закона;

 

решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

 

иные предусмотренные законом вопросов, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.

 

В устав общества необходимо внести изменения, определяющие компетенцию органов управления обществом, в соответствие с представленными в таблицах 4 и 5 положениям.

 

Выкуп обществом доли по требованию участника общества при совершении крупной сделки или увеличения уставного капитала общества

 

В закон введена еще одна новация, обязывающая общество выкупить долю в уставном капитале общества по действительной стоимости по требованию участника:

в случае принятия общим собранием участников общества решения о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала общества общество по требованию участника общества, голосовавшего против принятия такого решения или не принимавшего участия в голосовании,

Данное требование может быть предъявлено участником общества в течение сорока пяти дней со дня, когда участник общества узнал или должен был узнать о принятом решении. В случае, если участник общества принимал участие в общем собрании участников общества, принявшем такое решение, подобное требование может быть предъявлено в течение сорока пяти дней со дня его принятия.

 

Ведение списка участников общества

 

В соответствии с вновь введенной в закон главой 3.1 у общества появляется обязанность вести списки участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.

Если уставом общества иной орган не предусмотрен, то лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу. Законом определено, что каждый участник общества обязан информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества. В случае непредставления участником общества информации об изменении сведений о себе общество не несет ответственность за причиненные в связи с этим убытки.

При составлении списка участников общества необходимо принимать во внимание то что в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, право на долю в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

Для составления списки участников общества можно принять за основу те данные, которые были представлены при регистрации общества. Можно предложить такой вариант построения списка участников общества, представленный в таблице 6. Более детальный вариант списка участников общества приведен в приложении 4.

Внесенные в единый государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами. Или заявлениями, подписанными всеми указанными в едином государственном реестре юридических лиц участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда.

 

Таблица 6

 

Список участников общества

 

N

п/п

Сведения об участнике общества

Размер доли в уставном капитале (руб.)

Сведения об оплате доли в уставном капитале общества

Дата приобретения (перехода) доли к обществу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор общества                                /             /

 

Порядок реорганизации общества

 

В случае, если в действующей редакции устава общества подробно отражены процедуры реорганизации общества, то необходимо будет внести изменения в устав общества на основании изменившихся статей закона в статьи устава, определяющие порядок слияния (п. 3 ст. 52) присоединения (п. 3, п. 3.1 ст. 52), разделения (п. 3 ст. 54), присоединения (п. 2 ст. 55) и преобразования (п. 1 ст. 56). В соответствии с новыми положениями общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В виду того, что процессы реорганизации юридического лица*(28) достаточно сложные и требуют выполнения в процессе реорганизации норм различных законодательных актов - соблюдения Гражданского и Налогового кодекса, Закона о бухгалтерском учете, постановлений правительства и многих других нормативных документов. А все эти требования достаточно сложно изложить в разделе устава, то с моей точки зрения, данный раздел устава может быть изложен в более кратком варианте.

 

Реорганизация и ликвидация общества

 

Условия и порядок реорганизации и ликвидации общества определяются действующим законодательством

 

До проведения общего собрания участников общества по утверждению изменений в устав общества, в соответствии с требованиями изменившегося законодательства, участникам общества необходимо провести детальный анализ действующей редакции устава на предмет необходимости внесения изменений. И определиться какой из вариантов устава должен быть в обществе.

Достаточно существенные изменения, внесенные в ст. 94 ГК РФ и ст. 26 закона, ограничивающие право участника на выход из общества, определяют и два основных варианта построения устава общества с ограниченной ответственностью. Выход участника из общества путем отчуждения доли обществу, независимо от согласия других участников из общества разрешен уставом общества или нет. В зависимости от этого можно будет принимать решение о внесении изменений в устав или целесообразнее принять устав общества в новой редакции. Закон позволяет построить множество комбинаций отношений между участниками общества. И в случае если будет принято решение, что выход участника из общества запрещается, то гораздо проще принять новую редакцию устава, чем вносить изменения в действующую редакцию.

Если в качестве основного критерия отличия уставов общества установить право участника обществ на выход из общества, то можно будет говорить о следующих основных вариантах построения устава общества с ограниченной ответственностью.

1. Устав, в котором участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества.

Такое право предусматривала и старая редакция закона и это по сути вариант устава, действующий в настоящее время в обществах. Но теперь законом установлено, что это право участников должно быть закреплено в уставе общества. Поэтому необходимо просто проверить, если эти положения в уставе общества, но и в этом случае устав общества требует доработки, редакционная правка по всему тексту устава в части замены понятия "вклады" на понятие "доли", а так же исключения ссылок на учредительный договор. Необходимо будет внести изменения и в порядок определения действительной стоимости доли участника. В соответствии с вновь введенным пунктом 6.1 в ст. 23 действительная стоимость определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества. Ранее расчет суммы осуществлялся по итогам года, в котором участник вышел из общества. Изменены также и сроки выплаты - в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, а не шести месяцев, как было установлено в предыдущей редакции закона. В новой редакции закона уставом общества может быть установлен иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли. В данном варианте необходимо изменить и порядок перехода доли в уставном капитале общества, а также проверить устав на изменения, указанные в таблице 1.

2. И принципиально новый вариант устава общества, в котором участник общества не вправе выйти из общества.

В данном случае, это конечно же не означает, что участник вообще никогда не может покинуть общество. В этом варианте построения устава, выходящий из общества участник, сможет будет продать свою долю другим участникам общества или третьему лицу, или обществу, если продажа третьему лицу будет не предусмотрена уставом общества. И в этом случае общество обязано приобрести по требованию участника общества принадлежащую ему долю. При этом сам порядок отчуждения доли во многом будет зависеть от условий порядка перехода доли и порядка определения цены доли, установленном в уставе общества. Введение нормы в устав общества о заранее определенной цене покупки доли, позволяет выплачивать при выходе участника из общества иную цену доли, отличную от действительной стоимости, так как стоимость доли заранее определена уставом общества. Построение устава общества в этом варианте, направлено на введение в устав дополнительных ограничений на продажу доли, установление особых условий реализации преимущественного права участниками общества, то есть в этом случае, скорее всего, необходимо будет принимать устав общества в новой редакции, чем вносить изменения в действующую редакцию.

3. Комбинированный вариант.

Это вариант устава, учитывающий отдельные новые положения закона, но не меняющий основные нормы и права участников общества, заложенные в устав при его принятии на учредительном собрании общества. В данном случае, наверное, также можно будет внести изменения в отдельные статьи (главы) устава, которые необходимо изменить, в зависимости от принятия решения учредителями о применении в уставе тех или иных новых положений закона.

Вне зависимости от принятого варианта доработки устава общества, необходимо будет провести определенные работы, определенные требованиями законодательства при внесении изменений в устав общества. Это и составление списка участников общества, и порядок созыва, и проведения общего собрания, и подготовки необходимых документов для представления в регистрирующий орган. Можно предложить следующую последовательность действий рис. 2 при приведении уставов общества в соответствии с требованиями изменившегося законодательства.

 

/------------------------\
|                     /-\|
|Составление списка   |1||
|участников общества  \-/|
\--------------------------------\
               |Анализ устава /-\|
               |подготовка    |2||
               |изменений     \-/|
               \--------------------------------\
                        |Уведомление участников,|
                        |созыв собрания      /-\|
                        |                    |3||
                        |                    \-/|
                        \-----------------------------------\
                                     |                   /-\|
                                     |Проведение общего  |4||
                                     |собрания участников\-/|
                                     \-----------------------------\
                                             |Подготовка и      /-\|
                                             |представление     |5||
                                             |документов в      \-/|
                                             |регистрирующие органы|
                                             \---------------------/

 

Рис. 2 Последовательность действий при проведении устава общества.

Актуальный текст документа