Вопрос: На работу устроился сотрудник и предъявил свидетельство, о том, что он имеет право на льготы, установленные Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-I и Законом Кемеровской области от 20.12.2004 N 114-ОЗ. Сотрудник также предъявил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 году. Удостоверение он получил как гражданин, относящийся к следующей категории: граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие". Какие налоговые вычеты по НДФЛ организация должна предоставлять сотруднику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2015 г.)

На работу устроился сотрудник и предъявил свидетельство о том, что он имеет право на льготы, установленные Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-I и Законом Кемеровской области от 20.12.2004 N 114-ОЗ (свидетельство действительно по Кемеровской области). Сотрудник также предъявил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 году. В удостоверении не указывается, что сотрудник имеет инвалидность (инвалидность он не имеет), лучевую болезнь он не получал (не переносил). Удостоверение он получил как гражданин, относящийся к следующей категории: граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие" (сотрудник являлся военнослужащим и был призван на военные сборы).

Какие налоговые вычеты по НДФЛ организация должна предоставлять сотруднику?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация-работодатель в рассматриваемой ситуации должна предоставлять работнику как военнослужащему, который был призван на военные сборы и принимал участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", стандартный налоговый вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода.


Обоснование вывода:

В общем случае для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Положения ст.ст. 218-221 НК РФ не предусматривают налоговых вычетов для налогоплательщиков, являющихся реабилитированными лицами либо лицами, пострадавшими от политических репрессий, подпадающих под действие Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Кемеровской области от 20.12.2004 N 114-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".

Наряду с этим нормы ст. 218 НК РФ предусматривают стандартные налоговые вычеты для некоторых категорий чернобыльцев.

Так, абзац седьмой пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляет право на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода налогоплательщикам, являющимся военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, а также военнообязанными, призванными на военные сборы и принимавшими участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие".

Указанный стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ). Конкретного перечня документов, подтверждающих право налогоплательщиков на получение стандартных налоговых вычетов по тому или иному основанию, нормы главы 23 НК РФ не содержат.

Поскольку не установлено иное, полагаем, что в качестве документа, подтверждающего право на получение стандартного налогового вычета, установленного абзацем седьмым пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, может выступать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Удостоверение), выдаваемое, в частности, гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", содержащее необходимые сведения (часть четвертая ст. 15, п. 3 части первой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации из представленного работником Удостоверения следует, что он получил его как военнослужащий, который был призван на военные сборы и принимал участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", поэтому он имеет право на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 04.04.2008 N 03-04-06-01/75). Соответственно, организация-работодатель в данном случае должна предоставлять работнику данный вычет.

Отметим, что в случае, если представленное работником Удостоверение прямо не позволяет установить то, что он относится к категориям граждан, поименованным в абзаце седьмом пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, то организация-работодатель, по нашему мнению, не должна предоставлять ему рассматриваемый стандартный налоговый вычет до получения иных документов, подтверждающих соответствующее право (например документа, указывающего, на каком основании было выдано Удостоверение, справки воинской части).


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


17 апреля 2015 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.