Вопрос: Учредитель планирует выделить средства для погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у муниципального автономного учреждения по итогам выполнения муниципального задания 2014 года, за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания 2015 года. Можно ли включить расходы на погашение кредиторской задолженности 2014 года в расчет субсидии 2015 года на выполнение муниципального задания? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2015 г.)

Учредитель планирует выделить средства для погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у муниципального автономного учреждения по итогам выполнения муниципального задания 2014 года, за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания 2015 года.

Можно ли включить расходы на погашение кредиторской задолженности 2014 года в расчет субсидии 2015 года на выполнение муниципального задания?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если в муниципальном автономном учреждении в рамках деятельности по выполнению муниципального задания в прошлом году образовалась кредиторская задолженность, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, может принять решение о выделении учреждению целевой субсидии, предусмотренной абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, для погашения указанной задолженности в текущем финансовом году.

Расходы на погашение такой кредиторской задолженности прошлого года не могут быть включены в расчет субсидии текущего года на выполнение муниципального задания, предусмотренной абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.


Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетные денежные средства предоставляются автономным учреждениям для достижения определенной цели - выполнения задания, а направления расходования этих средств учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

При этом размер субсидий на выполнение задания определяется не в произвольном порядке, а в строгом соответствии с показателями:

- объема и качества услуг (работ) согласно государственному (муниципальному) заданию;

- нормативных затрат на оказание услуг, на содержание имущества учреждения.

Поэтому расходы на погашение кредиторской задолженности прошлого года, образовавшейся в рамках деятельности по выполнению муниципального задания, не могут быть включены в расчет субсидии текущего года на выполнение муниципального задания, предусмотренной абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Увеличение размера финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания является обязанностью учредителя в случае увеличения объемов государственного (муниципального) задания, доведенного учреждению ранее, при условии досрочного выполнения государственного (муниципального) задания, а также при наличии необходимости в дальнейшем предоставления государственным (муниципальным) учреждением до конца текущего года государственных (муниципальных) услуг. В случае несанкционированного перевыполнения государственного (муниципального) задания орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе отказать учреждению в возмещении понесенных расходов (смотрите Рекомендации Минфина России от 22.10.2013).

В то же время в рамках своих полномочий учредитель может принять решение о предоставлении автономному учреждению целевой субсидии в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ для погашения кредиторской задолженности или разрешить реализацию части имущества с условием направления полученных средств на погашение задолженности.

Однако принятие подобного решения учредителя должно быть результатом всестороннего анализа причин возникновения в автономном учреждении указанной кредиторской задолженности.

Возникновение кредиторской задолженности может являться следствием занижения объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на муниципальное задание в результате некорректного планирования. В этом случае размер субсидии на выполнение муниципального задания должен быть пересмотрен в сторону увеличения.

Если причиной возникновения кредиторской задолженности является неэффективное расходование средств автономным учреждением, вопрос о предоставлении субсидии в целях погашения кредиторской задолженности, возможно, будет решаться при условии, что учреждение исчерпало внутренние резервы и без дополнительного финансового обеспечения расходов его нормальное функционирование невозможно. Под внутренними резервами понимаются средства от приносящей доход деятельности (от оказания платных услуг, работ, от реализации различного имущества и т.д.).

Специалисты Минфина России рассматривают планирование бюджетных ассигнований на предоставление целевых субсидий при составлении бюджетов как форму оказания дополнительной финансовой поддержки государственным (муниципальным) учреждениям.

Так, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

Однако регулярное предоставление субсидии на покрытие кредиторской задолженности учреждения может рассматриваться органами финансового контроля как неэффективное расходование бюджетных средств.


К сведению:

В письме Минфина России от 18.09.2012 N 02-03-11/3784 также отмечается, что если в силу специфики деятельности муниципального учреждения мероприятия, финансируемые за счет целевых субсидий, осуществляются постоянно, соответствующие им расходы могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (работы) в соответствии с положениями муниципального правового акта местной администрации и включены в расчет субсидии на муниципальное задание.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна


29 января 2015 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.