Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

Приложение

 

Методические указания
по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160,ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288; ст. 4291; N 30 (часть 1), ст. 4590; N 49 (часть 5), ст. 7061; N 50, ст. 7344; ст. 7359; N 51, ст. 7447; N 50, ст. 7344; N 50, ст. 7359), Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 37; 2006, N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29 (часть 1), ст. 3418; N 52 (часть 1), ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 11, ст. 1175; N31, ст. 4156, ст. 4157,ст. 4158, ст. 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 7, ст. 905; N 11, ст. 1502; N 23, ст. 3263; N 30 (часть 1), ст. 4590; ст. 4596; N 50, ст. 7336; N 50, ст. 7343), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504).

2. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), а также территориальными сетевыми организациями (далее - регулируемые организации) для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, принимаемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации в отношении данных территориальных сетевых организаций.

3. Понятия, используемые в Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и в Основах ценообразования.

 

II. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

 

4. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

5. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

6. Долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:

1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в размере от 1% до 3% уровня подконтрольных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования;

3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;

4) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;

5) величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;

6) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.

7. Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:

1) индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен).

В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения подконтрольных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;

2) размер активов, определяемый регулирующими органами;

3) величина неподконтрольных расходов;

4) величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть 2), ст. 5525; 2007, N 14, ст. 1687; N 31, ст. 4100; 2009, N 25, ст. 3073; N 41, ст. 4771; 2010, N 12, ст. 1333; N 21, ст. 2607; N 25, ст. 3175; N 40, ст. 5086; 2011, N 10, ст. 1406, 2012, N 4, ст. 504);

5) величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации;

6) цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

8. На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

9. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

10. Результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.

 

III. Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей

 

11. Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования (( (тыс.руб)) определяется по формулам:

 

(1),

 

(2),

 

где:

i - год долгосрочного периода регулирования (i>1);

- подконтрольные расходы, учтенные соответственно в базовом и в i-1 году долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.);

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий;

- индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования;

- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0,75;

- количество условных единиц соответственно в i-том и (i-1)-ом году долгосрочного периода регулирования;

- индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в пределах от 1% до 3% от уровня подконтрольных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования. В случае если при установлении тарифов с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки рост базового уровня подконтрольных расходов организации на единицу количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, по отношению к уровню аналогичных расходов, рассчитанных на единицу количества активов на основании данных, принятых при установлении тарифов на год, предшествующий году перехода к регулированию тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, более чем в 2 раза превысил прогнозный индекс потребительских цен на 1-й год долгосрочного периода регулирования, в течение 1-го долгосрочного периода регулирования начиная с 2012 года индекс эффективности подконтрольных расходов для такой организации устанавливается регулирующими органами в размере 3% на соответствующий долгосрочный период регулирования;

- неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя:

- расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга);

- оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования) (тыс. руб.);

- амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования) (тыс. руб.);

- расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования;

- расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования (тыс. руб.);

- расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций (тыс. руб.);

- прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.);

- результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования (тыс. руб.);

- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс.руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.

Величина , определяется в соответствии с формулой (3).

- понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. N 254-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2010 г., регистрационный N 18951).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "26 октября 2010 г."

 

(3),

 

где:

- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 Методических указаний, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс.руб.). Указанные расходы определяются следующим образом:

 

(4),

 

где:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию.

 

(5),

 

(6),

 

(7).

 

Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по следующей формуле:

 

(8),

 

где:

- фактическое количество условных единиц, относящихся к регулируемой организации соответственно в (i-2)-ом и (i-3)-ем году долгосрочного периода регулирования;

- индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в процентах;

- фактические значения индекса потребительских цен в году i-2;

- индекс изменения количества активов, установленный в процентах на год i при расчете долгосрочных тарифов;

- фактическая и плановая величина неподконтрольных расходов (за исключением расходов на финансирование капитальных вложений);

- прогнозный объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определенный регулирующими органами на (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;

- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;

- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанная в пункте 6 Методических указаний;

- прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

- фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2.

Указанные расходы определяются в том числе с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий.

- корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год.

Величина определяется по формуле (9):

 

(9),

 

где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в (i-2)-ом расчетном периоде регулирования;

- инвестиционная программа, утвержденная на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования;

- объем фактического исполнения инвестиционной программы в (i-2)-ом году долгосрочного периода регулирования.

При j=1 используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10%;

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев.

В случае, если договорная схема распределительной сетевой компании предполагает взаиморасчет по одноставочному тарифу, величина принимается равной расчетному значению , определяемому с учетом изменения полезного отпуска по формуле (10):

 

(10),

 

где:

- полезный отпуск электрической энергии, учтенный при формировании тарифов на (i-1)-й год долгосрочного периода регулирования;

- полезный отпуск электроэнергии, фактически сложившийся в (i-1)-ом году долгосрочного периода регулирования;

- соответственно плановая и фактическая доля необходимой валовой выручки в (i-2)-ом году долгосрочного периода регулирования, относящейся на потребителей услуг по передаче электрической энергии, договорная схема которых предусматривает расчеты по одноставочным тарифам;

- коэффициент корректировки необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества оказываемых услуг в году i, осуществляемой в соответствии с Основами ценообразования, и определяемый в процентах.

12. При расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:

1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;

2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;

3) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования;

4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

В состав других подконтрольных расходов не включаются расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с отклонением фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также расходы, учтенные при определении неподконтрольных расходов.

 

IV. Расчет необходимой валовой выручки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии

 

13. Необходимая валовая выручка в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в i-м году долгосрочного периода регулирования определяется по формуле:

 

(11),

 

(12),

 

где:

- прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

- индекс роста цен на электрическую энергию, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год долгосрочного периода регулирования;

- фактическая цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-1, определяемая регулирующими органами;

- объем технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях территориальной сетевой организации, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования.

14. Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.