Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту

Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту

 

Комментарий к п. 1

1. В соответствии со ст. 61 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Согласно ст. 18.1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

В развитие конституционно-правовых норм, а также норм законодательства о государственной службе комментируемая статья была изменена Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ, который вступил в силу с 18 ноября 2003 г. Данным Федеральным законом наименование ст. 33, а также пп. 2-4 после слова "гражданин" дополнены словами "(иностранный гражданин)". Таким образом, согласно указанным изменениям иностранным гражданам разрешается поступать на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Временное пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации имеет определенные особенности, в том числе и в отношении тех иностранных граждан, которые поступают на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" от 30 декабря 2003 г. N 793 предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и устанавливается Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

При этом, регистрация иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию и обратившихся с заявлением о приеме на военную службу по контракту, осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а учет иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в порядке, определяемом соответственно Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Приказом министра обороны Российской Федерации "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" от 2 апреля 2004 г. N 101 определено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

В соответствии с приказом МВД России "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по регистрации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" от 6 сентября 2004 г. N 553 в системе органов внутренних дел Российской Федерации функции по регистрации иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию и обратившихся с заявлением о приеме на военную службу по контракту, осуществляют паспортно-визовые подразделения ГУВДРО СОБ МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. Регистрация иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию и обратившихся с заявлением о приеме на военную службу по контракту, производится по их письменному заявлению, поданному лично, при представлении документа, удостоверяющего личность, миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, копии заявления о приеме на военную службу по контракту, заверенной гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации, на срок, необходимый для рассмотрения данного заявления, но не более чем на 90 суток.

2. В п. 2 ст. 2 комментируемого Федерального закона закреплено, что прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (см. комментарий к ст. 2). Таким образом, поскольку законодательство Российской Федерации указывает на то, что доступ к военной службе, которая является видом государственной службы, имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, постольку гражданство Российской Федерации не является препятствием для занятия иностранными гражданами отдельных воинских должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Пункт 1 ст. 33 комментируемого Федерального закона, независимо от гражданства, устанавливает обязательные требования к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту: владение государственным языком Российской Федерации; соответствие медицинским требованиям, а также соответствие профессионально- психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. При системном толковании (в частности, п. 5 комментируемой статьи) можно сделать вывод, что требования к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту, определяются нормативными правовыми актами, имеющими юридическую силу выше, чем нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). Соответственно указанные требования могут устанавливаться нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации и других органов и должностных лиц.

4. Статья 68 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В развитие данной нормы был принят Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ. Данный Федеральный закон устанавливает, что государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

При этом, законодателем специально оговорено, что обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. В подтверждение этого ст. 26 Конституции Российской Федерации также закрепляет, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

5. Соответствие медицинским требованиям, как было указано выше, определяется нормативными правовыми актами, имеющими юридическую силу выше, чем акты Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе. Данное Положение введено в действие с 1 июля 2003 г. В развитие постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 изданы следующие нормативные правовые акты:

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200;).

- Инструкция о военно-врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках (утверждена приказом ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457);

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждена приказом Госнаркоконтроля России от 13 апреля 2004 г. N 115);

- Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации (утверждена приказом ГТК России от 4 июня 2003 г. N 620).

Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах федеральной таможенной службы, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний и создаваемых на военное время специальных формированиях в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в вышеуказанных органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в названных органах. Необходимо отметить, что данный перечень органов, в которых проводится военно-врачебная экспертиза, намного шире, чем перечень органов, указанных в ст. 2 комментируемого Федерального закона (в данной статье перечислены федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба). В связи с этим представляется, что военно-врачебная экспертиза проводится не только в отношении граждан, имеющих статус военнослужащих, но также в отношении граждан, проходящих государственную гражданскую службу в других министерствах и ведомствах (например, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах федеральной таможенной службы, учреждениях, органах Федеральной службы исполнения наказаний).

Для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение граждан, проходящих военную службу, службу в органах.

6. Профессионально-психологические требования определяются в зависимости от конкретной военно-учетной специальности. Так, например, такие профессионально-психологические требования установлены Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 50. В частности, в данном Руководстве приведена психологическая классификация воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Например, на командные (организаторские) воинские должности могут быть назначены граждане (военнослужащие) с развитыми организаторскими и интеллектуальными способностями, с умением ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативные, ответственные, требовательные, принципиальные, самостоятельные, с ясной и разборчивой речью.

Особые профессионально важные психологические качества не требуются для следующих воинских должностей: заряжающий, кладовщик, писарь, повар, помощник гранатометчика, стрелок, чертежник и др.

Профессионально-психологические требования в Вооруженных Силах Российской Федерации также установлены директивой министра обороны Российской Федерации "Требования к гражданам, поступающим на военную службу по контракту" от 13 августа 1993 г. N Д-78. Данной директивой, в частности, установлено, что граждане, впервые поступающие на военную службу, должны успешно пройти социально-психологическое изучение и психологическое и психофизиологическое обследование, проводимое группами (специалистами) военно-профессиональной ориентации и профотбора военных комиссариатов, воинских частей, соединений и военных образовательных учреждений в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации и соответствующими руководствами по профессиональному отбору военных специалистов видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск. При изучении социально- демографических, морально-психологических и деловых качеств кандидатов определяются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в коллективе. Выявляются лица, желающие стать младшими командирами или поступить в высшие военно-учебные заведения.

С учетом особенностей поступления на военную службу и ее прохождения в отдельных воинских формированиях и органах изданы отдельные нормативные акты (например, приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в федеральные органы государственной охраны" от 22 июля 2005 г. N 284 и приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности" от 31 декабря 1999 г. N 714).

 

Комментарий к п. 2

7. В данном пункте указано, что по результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с п. 2 ст. 30 комментируемого Федерального закона. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ п. 2 ст. 30 с 1 января 2006 г. признан утратившим силу. Но данным же Федеральным законом комментируемый Федеральный закон дополнен ст. 5.1, которая содержит такие же правовые предписания, что и утративший силу пункт ст. 30. Соответственно представляется, что с 1 января 2006 г. по результатам медицинского освидетельствования заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе может даваться в соответствии со ст. 5.1 комментируемого Федерального закона. Так, ст. 5.1 устанавливает, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

- А - годен к военной службе;

- Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

- В - ограниченно годен к военной службе;

- Г - временно не годен к военной службе;

- Д - не годен к военной службе.

Данная норма также дублируется в Положении о военно-врачебной экспертизе.

Кроме того, комментируемый пункт устанавливает императивную норму, согласно которой на военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Соответственно граждане (иностранные граждане), признанные ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе и не годными к военной службе не могут поступить на военную службу по контракту.

Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, возлагается на военные комиссариаты. Организация медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в вышеназванные органы, возлагается на военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) соответствующих органов. По направлению военных комиссариатов, военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) указанных выше органов граждане до медицинского освидетельствования проходят обязательные диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах).

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту (службу в вышеназванные органы), для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту (службу в органах), проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.

Военно-врачебная комиссия при необходимости выносит также заключение о годности к военной службе в конкретном виде Вооруженных Сил Российской Федерации или роде войск, прохождению военной службы (службы в органах) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также о возможности прохождения военной службы (службы в органах) и выполнения работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При наличии у гражданина, не проходящего военную службу и поступающего на военную службу по контракту, заболевания, по которому расписанием болезней предусматривается индивидуальная оценка категории годности к военной службе, военно-врачебная комиссия выносит заключение о годности к военной службе по категории "В" - ограниченно годен к военной службе.

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 20 августа 2003 г. N 200 граждане, не проходящие военную службу, при поступлении на военную службу по контракту проходят предварительное и окончательное освидетельствование. Освидетельствование проводится по направлению военного комиссара.

Военный комиссариат на каждого гражданина оформляет карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту, и запрашивает:

а) из медицинских организаций независимо от их организационно-правовых форм - сведения о пребывании на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение); медицинскую карту амбулаторного больного и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.), характеризующие состояние его здоровья;

б) из учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы - сведения о наличии (отсутствии) инвалидности;

в) из органов внутренних дел - сведения о пребывании на учете за правонарушения, бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, употребление (распространение) наркотиков, психотропных и токсических веществ, медицинских препаратов в немедицинских целях.

До начала предварительного освидетельствования гражданину проводятся:

- флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних шести месяцев);

- электрокардиографическое исследование (ЭКГ-исследование) в покое и после нагрузки;

- общий анализ крови;

- исследования на наличие инфицирования вирусом иммунодефицита человека, на наркотические вещества и серологические реакции на сифилис;

- общий анализ мочи.

По медицинским показаниям могут проводиться другие исследования.

Документы и результаты исследований, указанных выше, представляются врачам-специалистам при предварительном и окончательном освидетельствовании гражданина.

8. Освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту на воинские должности летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, проводится в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 г. N 455.

 

Комментарий к п. 3

9. Данный пункт содержит отсылочную норму, которая указывает, что мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы при проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в военном комиссариате определяются министром обороны Российской Федерации (в воинских частях - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчиненностью этих воинских частей).

Результаты профессионального психологического отбора отражаются в карте профессионального психологического отбора по установленной форме.

10. В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 50.

Согласно данному Руководству мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психологического отбора (далее - подразделения профотбора) и специалистами по профессиональному психологическому отбору.

Нештатные подразделения профотбора создаются:

- в соединениях и воинских частях, начиная с отдельного батальона, ему равных и выше, в которых штатами не предусмотрены подразделения профотбора, но имеются должности психолога;

- в военных комиссариатах районов, городов без районного деления или иных равных им муниципальных (административно-территориальных) образований;

- в военных округах, объединениях видов Вооруженных Сил, в составе приемных комиссий по отбору кандидатов для поступления на учебу в военно-учебные заведения из числа офицеров.

11. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств (далее - профессионально важные качества) граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

12. Задачами профессионального психологического отбора являются:

- военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов и старшин (далее - военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

- определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям;

- профессионально-психологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебных центрах, отрядах, школах, комбинатах, командах, флотских экипажах и полуэкипажах (далее - учебные воинские части) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах.

13. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование граждан и военнослужащих должно проводиться в помещениях, отвечающих установленным требованиям.

14. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь - первая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б) рекомендуется - вторая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в) рекомендуется условно - третья категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г) не рекомендуется - четвертая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

15. Необходимо отметить, что граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть:

- направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;

- направлены на обучение в военно-учебные заведения;

- приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.

 

Комментарий к п. 4

16. В комментируемом пункте содержатся дополнительные требования (кроме тех, которые указаны в п. 1 комментируемой статьи), которым должен соответствовать гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту: образование; профессиональная подготовка; физическая подготовка.

При этом, в соответствии с п. 5 комментируемой статьи требования, предусмотренные пп. 3 и 4 данной статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба.

17. В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

18. В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

а) по уровню образования:

- на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

- на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

б) по уровню профессиональной подготовки:

- на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности (для граждан, прошедших военную службу по призыву) или не менее двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности (для граждан, не прошедших военную службу по призыву);

- на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности (для граждан, прошедших военную службу по призыву) или одного года стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности (для граждан, не прошедших военную службу по призыву);

в) по уровню физической подготовки: выполнять не ниже оценки "удовлетворительно" соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

19. Требования по физической подготовке к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, установлены Нормативами физической пригодности граждан к военной службе по контракту (приложение к Инструкции, введенной в действие директивой министра обороны Российской Федерации "Требования к гражданам, поступающим на военную службу по контракту" от 13 августа 1993 г. N Д-78). Данными Нормативами предусмотрено выполнение кандидатами-мужчинами и кандидатами-женщинами трех предлагаемых упражнений для проверки каждого качества:

а) силы: мужчины - подтягивание или поднимание гири 24 кг; женщины - комплексное силовое упражнение или сгибание рук в упоре;

б) быстроты: мужчины и женщины - челночный бег 10 х 10 м или бег на 100 м;

в) выносливости: мужчины - лыжные гонки на 5 км, бег на 1 или на 3 км; женщины - лыжная гонка на 5 км или бег на 1 км.

Минимальное количество очков за выполнение каждого упражнения - 50, максимальное - 100 (очки начисляются в соответствии с показанными результатами).

При поступлении на военную службу по контракту каждый кандидат должен набрать минимальную сумму очков:

- для Воздушно-десантных войск, разведывательных частей и подразделений морской пехоты - 205 очков;

- для частей и подразделений Сухопутных войск, Военно-морского флота, Военно-воздушных сил, Ракетных войск стратегического назначения - 190 очков;

- для частей и подразделений обеспечения, ремонта и обслуживания видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск - 180 очков.

Кроме того, необходимо проплыть вольным стилем 100 м без учета времени, без остановок и подручных средств.

Кандидат считается физически непригодным к военной службе по контракту, если он не выполнил минимальный норматив в одном из упражнений или не набрал минимальную сумму очков за все упражнения.

20. Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

 

Комментарий к п. 5

21. Данный пункт содержит бланкетную норму, которая определяет, что требования, предусмотренные пп. 3 и 4 комментируемой статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Федеральным законом предусмотрена военная служба.

22. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности, регламентированы приказом ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714.

23. В соответствии с Временным положением, утвержденным приказом МЧС России от 11 апреля 1997 г. N 205 в войсках гражданской обороны МЧС России определение соответствия граждан требованиям (по общеобразовательному цензу; по уровню профессиональной подготовки; по морально-психологическим качествам; по выполнению нормативов физической подготовки), предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, осуществляется аттестационными комиссиями воинских частей. Кроме того, приказом МЧС России от 3 декабря 2001 г. N 510 утверждено Положение об особенностях поступления на военную службу по контракту в Войска гражданской обороны граждан Российской Федерации и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) Войск гражданской обороны, в соответствии с которым по уровню образования и профессиональной подготовки кандидаты, поступающие на военную службу по контракту и рассматриваемые к назначению на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, как правило, родственное соответствующей военно-учетной специальности, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности. Проверка физической подготовки кандидатов проводится при выполнении ими соответствующих нормативов.

24. В соответствии с п. 2.13 Временного положения, утвержденного приказом МВД России от 25 марта 1997 г. N 180, требования к гражданам, поступающим на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России, устанавливаются министром внутренних дел Российской Федерации. Оценка морально-психологических качеств, общеобразовательного ценза, уровня профессиональной подготовленности и выполнения нормативов физической подготовки (профессиональная пригодность) граждан, поступающих на военную службу по контракту, осуществляется аттестационными комиссиями воинских частей в соответствии с порядком, установленным главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

25. В Федеральной службе охраны Российской Федерации указанные требования предусмотрены приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в федеральные органы государственной охраны" от 22 июля 2005 г. N 284.