Налоговики рассказали о методике проведения камеральной проверки, связанной с возмещением НДС
Какую информацию собирают налоговики в рамках "камералки". Какие контрольные мероприятия проводят в отношении контрагентов. Для чего инспекторы строят схему движения товара и денег.
Чиновники одного из региональных управлений ФНС России разослали в нижестоящие инспекции внутренний документ, содержащий методические рекомендации по проведению камеральной проверки в случае, если компания заявила в декларации НДС к возмещению (далее - Методические рекомендации). При этом проверяющим на местах запрещено разглашать информацию, указанную в Методических рекомендациях, и ссылаться на нее при формировании доказательственной базы в судах, а также в любых документах, которые могут быть доступны налогоплательщикам.
В документе приведен подробный перечень мероприятий налогового контроля, которые должна проводить инспекция. В том числе с целью исключения в деятельности проверяемой организации признаков недобросовестности, применения незаконных налоговых схем, а также иных фактов, свидетельствующих о необоснованном завышении налоговых вычетов по НДС. Кроме того, налоговое руководство доводит до сведения подчиненных методику анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика.
Копия этого документа оказалась в распоряжении редакции журнала РНК. По нашему мнению, анализ данного внутреннего документа может быть интересен читателям всех регионов страны. Ведь камеральные налоговые проверки повсюду проводятся по единой методике.
Методические рекомендации включают в себя внушительный перечень мероприятий, осуществление которых расписано по дням
Методические рекомендации включают в себя обширный перечень мероприятий, которые необходимо провести в рамках камеральной проверки. Причем весь перечень действий расписан по дням. Так, в течение трех рабочих дней с момента поступления в инспекцию декларации с налогом к возмещению контролеры обязаны выставить в адрес компании требование о предоставлении документов (ст. 93 НК РФ).
При этом ревизоры проводят оценку полноты представления документов и при необходимости выставляют дополнительные требования в адрес организации. После получения документов необходимо направить запросы в банки о предоставлении выписок по операциям на счетах налогоплательщика. Инспекторы сразу же должны проанализировать их, идентифицировать должностных лиц контрагентов компании и направить в их адрес уведомления о вызове на допрос.
Налоговое руководство напоминает инспекторам о необходимости направить запросы в кредитные учреждения о предоставлении выписок по счетам контрагентов. Помимо этого, налоговый орган должен направить уведомление о вызове должностных лиц проверяемой компании на допрос. При этом в случае неявки без уважительной причины должностных лиц налогоплательщика и его контрагентов в установленный срок инспекция не позднее 10 дней с момента выявления такого факта принимает меры, предусмотренные статьей 129.1 НК РФ.
В своем внутреннем документе контролеры отмечают, что одним из важных мероприятий, проводимых в рамках камеральной проверки, является установление адреса фактического местонахождения компании. Среди методов выявления фактического адреса может, например, применяться допрос свидетелей, являющихся собственниками помещений по адресу государственной регистрации компании.
При отсутствии налогоплательщика по юридическому адресу фискалы не позднее 10 дней с момента выявления такого факта должны провести соответствующие мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 12.12.13 N СА-4-7/22406). В частности, направить письма в адрес компании о необходимости внесения изменений в сведения, указанные в ЕГРЮЛ, а также информационные письма в банки, в которых открыты счета налогоплательщика.
УФНС России обращает внимание, что в случае подачи компанией декларации по НДС с нарушением установленного способа представления в соответствии с положениями статьи 119.1 НК РФ инспекторам необходимо учесть данный факт при составлении акта камеральной проверки.
Необходимо проанализировать не только деятельность контрагентов компании, но и поставщиков и подрядчиков самого контрагента
В Методических рекомендациях управление напоминает о необходимости направить поручения об истребовании документов (информации) у контрагентов налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ), а также направить запросы о предоставлении нужных сведений в инспекции по месту учета контрагентов. Кроме того, фискалам целесообразно направить соответствующие запросы в БТИ, органы МВД, ГИБДД, а также лицензирующие органы.
Аналогичный перечень контрольных мероприятий необходимо провести и в отношении контрагентов второго и третьего звена, то есть в случае, если у прямых контрагентов проверяемой организации имеются субподрядчики или перепродавцы. При выявлении однодневок в цепочке поставщиков (подрядчиков) проверяемой организации контролерам нужно направить соответствующие мотивированные запросы о проведении контрольных мероприятий в отношении указанных организаций.
Если в деятельности налогоплательщика наблюдаются первичные признаки наличия налоговых рисков (приложение N 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 N ММ-3-06/333@), то инспекции необходимо направить материалы проверки в территориальное Управление ФНС России. Аналогичным образом следует поступить и в случае выявления в ходе или по результатам проведения "камералки" обстоятельств, позволяющих предполагать наличие правонарушений, содержащих признаки преступления, а также получения необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного возмещения НДС.
УФНС России настаивает на том, что в рамках проведения "камералки" инспекторы должны оценивать информацию о состоявшихся ранее судебных спорах с проверяемой компанией. Если организация ранее уже успешно обжаловала в суде решение об отказе в возмещении НДС, то анализируются доводы компании и судебной инстанции по прежним основаниям для отказа в заявленных вычетах.
Кроме того, инспекторам целесообразно изучить иную правоприменительную практику по аналогичным основаниям для отказа в вычетах. В том числе случаи, при которых судебная инстанция поддержала выводы налогового органа. Желательно изучить информацию об апелляционных жалобах организации по ранее вынесенным решениям об отказе в возмещении. А также конкретный перечень доводов вышестоящего органа в случае отмены решения инспекции или в случае отклонения жалобы.
Одним из ключевых мероприятий налогового контроля является анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании
Чиновники отмечают, что еще одним важным мероприятием налогового контроля является анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Поскольку при этом можно выявить характерные признаки, свидетельствующие о наличии схем уклонения от уплаты НДС, в том числе с использованием однодневок. Анализ показателей проводится за проверяемый год и за два предшествующих года.
По мнению УФНС России, для проведения анализа контролерам необходимо собрать множество информации о налогоплательщике, заявившем НДС к возмещению. Это, в частности, сведения о присоединенных (выделенных) организациях, об аффилированных и взаимозависимых лицах, дочерних компаниях, о производственных, складских и торговых помещениях. А также сведения об учредителях организации, изменениях в составе участников, о наличии филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, официального сайта в интернете.
Управление обращает внимание проверяющих на то, что им необходимо изучить динамику сумм начисленных и уплаченных налогов по каждому их виду, а также периодичность заявления к возмещению НДС. Доля налоговых вычетов, заявленных в декларации, сравнивается со среднегородскими показателями. При этом выявляются причины превышения сумм вычетов над суммами исчисленного налога.
Данные бухгалтерского баланса (приложение N 1 к приказу Минфина России от 02.07.10 N 66н) сопоставляются с данными, отраженными в информационных ресурсах СПАРК, FIRA.PRO, а также на сайте проверяемого налогоплательщика. При этом выявляются наиболее весомые статьи и анализируется их влияние на структуру баланса в целом. Отдельное внимание уделяется сравнительному анализу по годам объема материальных ресурсов, сумм дебиторской задолженности, удельного веса собственного капитала, обязательств перед бюджетом и работниками предприятия.
Кроме того, инспекторы должны сравнить размер доходов, отраженных в отчетах о финансовых результатах, с суммой доходов, учтенных для целей налогообложения прибыли. А также доходы от реализации, отраженные в декларациях по налогу на прибыль, с оборотами, отраженными в декларациях по НДС. При этом проводится детальная оценка причин несоответствия показателей отчетности.
Помимо этого, контролеры должны провести сравнительный анализ среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки с показателями налоговой нагрузки, рассчитанными на основании отчетности компании. Кроме того, анализируются причины низкой рентабельности или убыточности проверяемой компании.
При "камералке" НДС оценивается реальность взыскания предполагаемых доначислений, а также наличие у компании недвижимости и транспорта
Составители Методических рекомендаций настаивают на том, что контролерам целесообразно проверить сведения о наличии у проверяемой организации недвижимости, транспортных средств и земельных участков. При наличии в собственности недвижимого имущества фискалам необходимо получить детальную информацию о таких объектах (наименование и адрес местонахождения объекта, площадь объекта, реквизиты свидетельства о государственной регистрации права собственности, балансовая и кадастровая стоимость объекта). При этом сопоставляются данные налоговых деклараций по налогу на имущество с данными бухгалтерской отчетности.
Примечание. "Камералка" декларации с крупной суммой к возмещению, скорее всего, будет проходить с использованием всех перечисленных в статье мероприятий.
При наличии транспортных средств сверяются данные, отраженные в декларациях по транспортному налогу, с информацией об автомобилях, зарегистрированных в органах ГИБДД. При наличии филиалов проверяется информация о транспортных средствах, зарегистрированных на проверяемую организацию по месту нахождения филиала или представительства.
Если у налогоплательщика имеется земельный участок, инспекторы также должны изучить и проверить сведения о нем (адрес, площадь участка, кадастровый номер, кадастровая стоимость участка по годам, вид права собственности на земельный участок, а также документ, удостоверяющий право пользования земельным участком).
Отметим, что в рамках камеральной проверки налоговики, как правило, анализируют информацию о результатах ранее проведенных выездных мероприятий в отношении проверяемого налогоплательщика. При этом оценивается информация о реальности взыскания предполагаемых доначислений, а также наличие у компании имущества, в отношении которого возможно принятие обеспечительных мер (это как раз недвижимость, транспортные средства, земельные участки).
Если товары, по которым заявлены вычеты, приобретены за счет заемных средств, инспекторам необходимо исследовать сведения о кредиторах
В методических рекомендациях есть нюансы, на которые УФНС России советует инспекторам на местах обратить особое внимание. Так, проверяющим целесообразно исследовать существенные условия договоров, заключенных с контрагентами. В частности, изучить основные условия поставки и платежа (наличие условия о рассрочке), условия перехода права собственности на реализованные в адрес компании товары, а также порядок приема-передачи товаров, работ, услуг.
В отношении прямых контрагентов, а также контрагентов второго и третьего звена, участвующих в цепочке, фискалам необходимо направить запросы в налоговые органы по месту их учета с целью истребовать информацию о наличии у этих компаний управленческого или технического персонала. А также основных средств, производственных активов, складских помещений, транспорта. Это необходимо для того, чтобы оценить реальность сделки, в отношении которой заявлены вычеты.
На основании банковских выписок по счетам налогоплательщика и его контрагентов контролеры выстраивают схему движения денежных средств. С помощью информации, полученной в ходе камеральной проверки, а также от других налоговых органов, средств массовой информации и интернет-сайтов, инспекция выстраивает схему движения товарных потоков. Это делается с целью выявить контрагентов с сомнительными признаками и замкнутую цепочку движения денежных средств.
Вышестоящая инспекция указывает, что если поставщики оказывали компании услуги по транспортировке и хранению товара, то необходимо провести допросы складских сотрудников данных организаций. Кроме того, целесообразно направить запросы в органы ГИБДД для подтверждения фактического наличия у контрагента транспорта, а также для того, чтобы узнать его грузоподъемность.
В отношении собственников складских помещений (арендодателей) нужно уточнить условия хранения товара, условия аренды складских помещений, порядок документального ведения складского учета, основные характеристики склада (площадь, наличие спецоборудования при хранении специфической продукции).
Кроме того, если оплата за приобретенные товары, работы, услуги производилась за счет заемных средств, то инспекторам необходимо исследовать сведения о кредиторах. Для этого анализируется бухгалтерская и налоговая отчетность заимодавцев, существенные условия договоров займа (условия кредитования, процентная ставка, наличие санкций за нарушение условий договоров), а также фактическое погашение займов.
При этом проводятся так называемые встречные проверки кредиторов (ст. 93.1 НК РФ) и полный комплекс мероприятий по проверке получения, использования и возможности погашения проверяемым налогоплательщиком заемных средств, анализ возможности возврата полученных кредитов (займов) за счет выручки, полученной в рамках ведения основной деятельности.
Практика показывает, что контролерам практически невозможно провести камеральную проверку с соблюдением всех нюансов методики, описанной выше. Скорее всего, если компания заявила к возмещению многомиллионную сумму, камеральная проверка будет проходить с использованием всех перечисленных выше мероприятий. При незначительной сумме возмещения, возможно, проверяющие и не станут раскручивать все цепочки контрагентов.
Р. Лахман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
С. Болотова,
специалист по налоговому планированию
нефтеперерабатывающей компании
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru