В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
В свою очередь, на основании ст. 2 Федерального закона РФ от 22.04.96. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" одним из признаков публичного обращения ценных бумаг является обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Будет ли признаваться общество публичным в случае, если акционеры будут продавать свои акции третьим лицам, акционерами не являющимся (неограниченному кругу лиц)?
Как известно, ранее акционерные общества подразделялись на открытые и закрытые. В силу ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) основное отличие между ними заключалось в наличии или отсутствии возможности открытого размещения и обращения акций. В отличие от открытого закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 3 ст. 7 Закона об АО). Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, в то время как в открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества (п. 2, 3 ст. 7 Закона об АО).
С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), которым вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.
Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что общество является публичным, а также акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Понятия публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг). Под публичным размещением ценных бумаг понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах. Публичным считается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Обратите внимание, не является публичным, например, обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (лица, перечисленные в п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг). Из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод, что если круг лиц, среди которых предполагается обращение акций, хоть как-то ограничен, говорить о публичном обращении, а следовательно, и о публичном статусе акционерного общества, не приходится.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что предложение, например, конкретного акционера конкретному лицу (не являющемуся акционером) о приобретении его акций не будет являться публичным размещением, поскольку не адресуется неограниченному кругу лиц. При этом, к сожалению, каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу нам обнаружить не удалось.
Следует также отметить, что порядок обращения ценных бумаг регламентирован Главой 6 Закона о рынке ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), допускается, если иное не предусмотрено указанным Законом, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
2) раскрытие эмитентом информации, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, - в соответствии с требованиями организатора торговли (под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг)).
Исходя из изложенного, представляется, что публичное обращение ценных бумаг возможно только тогда, когда общество само целенаправленно реализует определенную процедуру, имеющую целью выпуск ценных бумаг в свободное обращение. Если опираться на данную точку зрения, публичное размещение и обращение акций - это результат волевых действий общества (регистрация проспекта ценных бумаг, процедура допуска), который не зависит от действий отдельных акционеров. Соответственно, любые последующие действия акционеров, даже связанные с попытками предложить акции неограниченному кругу лиц, не влияют на характеристику публичности (непубличности) отношений. Однако повторимся, ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу в настоящее время нет.
По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное). На публичное общество возлагаются дополнительные обязанности по раскрытию информации. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, грозит привлечением к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.
Чтобы избежать ответственности в условиях правовой неопределенности, считаем возможным порекомендовать обществу, которое не планирует осуществлять публичное размещение и публичное обращение акций:
- дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества (несмотря на то что Закон N 99-ФЗ такой обязанности не содержит);
- включить в устав положения о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Как отмечено выше, преимущественное право акционеров на покупку акций при их продаже другими акционерами свойственно закрытому акционерному обществу (то есть непубличному);
- включить в устав положения о запрете реализации акций неограниченному кругу лиц (запрете публичного обращения акций).
В заключение отметим, что правоприменительная практика по заданному Вами вопросу на сегодняшний день еще не сформирована, поэтому изложенная позиция является нашим экспертным мнением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
3 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.