Полномочия должностных лиц военных комиссариатов по обеспечению законности при производстве по делам об административных правонарушениях (Я.О. Соколов, "Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2014 г.)

Полномочия должностных лиц военных комиссариатов по обеспечению законности при производстве по делам об административных правонарушениях


Главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определен перечень судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 23.11 КоАП РФ "военные комиссариаты рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.25, 21.1-21.7 настоящего Кодекса". Согласно части 2 данной статьи дела указанной категории разрешают: военные комиссары, начальники отделов, начальники отделений отделов военных комиссариатов.

Кроме того, на основании части 3, пункта 12 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами военных комиссариатов могут возбуждаться и в соответствии с частями 1, 3 статьи 23.1 названного Кодекса направляться на рассмотрение в мировой суд дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:

17.7 "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении";

17.9 "Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод";

19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)";

20.25, часть 1, "Уклонение от исполнения административного наказания".

Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, по поступившим из военных комиссариатов материалам мировыми судьями и прокурорами возбуждаются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена нижеперечисленными статьями названного Кодекса:

19.4, часть 1, "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)";

19.5, часть 1, "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)";

19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения";

19.7 "Непредставление сведений (информации)".

В целях обеспечения своевременности и эффективности производства по делам об административных правонарушениях и вынесения законных и обоснованных решений КоАП РФ наделил должностных лиц военных комиссариатов широкими процессуальными полномочиями. Рассмотрим их по порядку.

На основании частей 1-3 статьи 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо военного комиссариата, осуществляющее производство по делу, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных названным Кодексом, должностному лицу данного органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения.

Разновидностью данных поручений является направление в правоохранительные органы определения о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу или поручения о доставлении.

Согласно части 1 статьи 27.2 КоАП РФ доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица*(1) в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если оформление протокола является обязательным. Исходя из смысла статьи 28.2 КоАП РФ, изготовление данного процессуального документа в военном комиссариате необходимо во всех случаях производства по делу, кроме предусмотренного частью 1 статьи 28.6 названного Кодекса. Исключение из общего правила действует, если правонарушитель - физическое лицо не оспаривает событие правонарушения и размер наказания в виде предупреждения или штрафа и постановление о назначении наказания выносится на месте совершения административного проступка. Если из-за неявки правонарушителя в военный комиссариат не представляется возможным установить факт его согласия с квалификацией деяния и налагаемой санкцией, составление протокола является обязательным и возникает процессуальная необходимость в осуществлении доставления.

В пункте 1 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ определено, что доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) "при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения".

А.А. Куратов отмечает, что "принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП*(2) и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия"*(3).

Основанием для применения данной меры обеспечения производства является поручение о доставлении, направленное в порядке статьи 26.9 КоАП РФ должностным лицом военного комиссариата в отдел полиции.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации "По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации" от 17 января 2012 г. N 149-О-О, "законодатель не устанавливает конкретных сроков доставления, поскольку невозможно предусмотреть и учесть конкретные обстоятельства, влияющие на его продолжительность (территориальная удаленность, наличие и/или техническое состояние транспорта, пропускная способность автодорог, климатические условия, состояние здоровья доставляемого и пр.), но указывает, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП Российской Федерации)".

Согласно части 3 статьи 27.2 КоАП РФ "о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе".

"С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации), соответственно лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП Российской Федерации, - знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с данным Кодексом"*(4).

После доставления гражданина в отдел полиции прибывает для составления протокола об административном правонарушении должностное лицо военного комиссариата, направившее поручение о доставлении.

Следующая мера обеспечения производства, существующая в арсенале военных комиссариатов, - привод.

"Привод представляет собой принудительное перемещение физического лица к месту рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела"*(5). Согласно части 1 статьи 27.15 КоАП РФ приводу могут быть подвергнуты:

1) физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

2) законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) законный представитель несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности;

4) свидетель.

Определение о приводе выносится должностным лицом военного комиссариата, рассматривающим дело об административном правонарушении, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины вышеперечисленных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 27.15 КоАП РФ привод осуществляется "органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел". Этот порядок определен в приказе МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода" от 21 июня 2003 г. N 438. В пункте 2 данной Инструкции указано: "Основанием для привода <...> физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а также лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении <...>, является поступившее в орган внутренних дел <...> определение органа внутренних дел (полиции), иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, <...>, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 и пунктом 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Обязанность сотрудников полиции осуществлять доставление и привод по делам об административных правонарушениях на основании поручений, определений должностных лиц военных комиссариатов, закреплена не только в КоАП РФ, ведомственных нормативных актах МВД России, но и в более широком смысле - в Федеральном законе "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-Ф3.

В части 3 статьи 10 названного Федерального закона установлено, что "полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка".

Процессуальное сходство доставления и привода заключается в том, что при их осуществлении присутствия понятых не требуется*(6). Отличия данных мер обеспечения производства приведены в таблице 1.


Таблица 1


Процессуальные отличия применения доставления и привода при производстве по делам об административных правонарушениях в военных комиссариатах


N п/п

Критерий сравнения

Доставление

Привод

1

Основания осуществления

Поручение о доставлении

Определение о приводе

2

Процессуальная цель

Составление протокола об административном правонарушении

Обеспечение рассмотрения дела об административном правонарушении

3

Стадия применения

До возбуждения дела об административном правонарушении

После возбуждения дела на стадии рассмотрения

4

Место, куда препровождается лицо

Отдел внутренних дел

Военный комиссариат

5

Круг лиц, в отношении которых применяется данная мера обеспечения производства

Физические лица, в отношении которых сотрудники военных комиссариатов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях

1. Физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3. Законный представитель несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности.

4. Свидетель

6

Процессуальные последствия

С момента составления протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным

С момента осуществления привода рассматривается дело об административном правонарушении


Что касается обжалования гражданином законности применения к нему доставления или привода, то решение данного вопроса не связано с обжалованием им постановления по делу об административном правонарушении в порядке норм главы 30 КоАП РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 апреля 2006 г. N 107-О указал на возможность "рассмотрения по жалобам граждан и организаций вопроса о законности действий и решений органов и должностных лиц, связанных с применением в ходе административного расследования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, и до рассмотрения вопроса о законности постановления по делу об административном правонарушении. Иное - при отсутствии в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих процессуальных механизмов - означало бы, что в ситуациях, при которых отсроченный судебный контроль не является эффективным средством защиты нарушенных прав, способным в достаточной степени обеспечить их восстановление, могут нарушаться положения статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации".

Согласно статье 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для его разрешения. "Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение".

В случае если установленные статьями 26.9, 26.10 КоАП РФ процессуальные требования сотрудников военных комиссариатов не исполнены адресатами (без уважительных причин), должностное лицо военного комиссариата возбуждает дело об административном правонарушении по статье 17.7 "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" названного Кодекса (см. таблицу 2).


Таблица 2


Основания привлечения военными комиссариатами граждан и должностных лиц к ответственности по статье 17.7 КоАП РФ


N п/п

Противоправное деяние

Субъект

Неисполненная обязанность

1

Умышленное уклонение от явки на рассмотрение дела об административном правонарушении

Лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении

Обязанность явиться на рассмотрение дела об административном правонарушении, если присутствие лица при рассмотрении дела признано обязательным в порядке части 3 статьи 25.1 КоАП РФ

Законный представитель физического лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении

Обязанность явиться на рассмотрение дела об административном правонарушении, если присутствие лица при рассмотрении дела признано обязательным в порядке части 5 статьи 25.3 КоАП РФ

Законный представитель юридического лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении

Обязанность явиться на рассмотрение дела об административном правонарушении, если присутствие лица при рассмотрении дела признано обязательным в порядке части 4 статьи 25.4 КоАП РФ

Свидетель

Обязанность явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, согласно части 2 статьи 25.6 КоАП РФ

2

Умышленный отказ отдачи показаний по делу об административном правонарушении

Свидетель (за исключением случаев отказа свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников)

Обязанность дать показания, согласно части 2 статьи 25.6 КоАП РФ

3

Умышленное невыполнение в установленный срок поручения должностного лица военного комиссариата, рассматривающего дело об административном правонарушении

Должностные лица территориальных органов

Обязанность своевременно исполнить поручение, дать ответ на запрос должностного лица военного комиссариата, ведущего производство по делу об административном правонарушении, в порядке части 2 статьи 26.9 КоАП РФ

4

Умышленное ненаправление в установленный срок сведений, истребуемых должностным лицом

военного комиссариата для рассмотрения дела об административном правонарушении

Должностные лица и граждане, которым адресовано определение об истребовании сведений

Обязанность своевременно направить сведения, необходимые для разрешения дела, в порядке статьи 26.10 КоАП РФ


За правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ, установлена ответственность в виде наложения административного штрафа "на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Объектом данного правонарушения является законный порядок правоприменительной деятельности прокурора, следователя, дознавателя, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Форма совершения заключается в действии или бездействии, состав носит формальный характер. Местом совершения административного проступка признается место, в котором правонарушитель должен был исполнить возложенную на него обязанность.

Субъект правонарушения - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо. Правонарушение совершается умышленно.

Доказательствами при производстве по делу могут быть:

объяснения лица, привлекаемого к ответственности;

определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении;

извещение о вызове на рассмотрение дела об административном правонарушении с отметкой о вручении лицу, которому оно адресовано (квитанция о направлении запроса заказным письмом, уведомление о получении).

Также должностные лица военных комиссариатов вправе привлекать граждан к административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ "Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод".

Свидетелем по делу об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 25.6 КоАП РФ, в установленном порядке признается лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие выяснению.

Во исполнение требований части 2 статьи 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову должностного лица военного комиссариата, осуществляющего административное производство, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Согласно части 3 статьи 25.6 КоАП РФ "свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки)*(7);

давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

пользоваться бесплатной помощью переводчика;

делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол".

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной статьей 17.9 КоАП РФ.

Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении сотрудником военного комиссариата выявлена заведомая ложь в показаниях свидетеля либо получен отказ от дачи показаний, должностное лицо составляет протокол о соответствующем правонарушении, после чего в трехдневный срок направляет его в мировой суд*(8).

Заведомо ложные показания свидетеля влекут, согласно статье 17.9 КоАП РФ наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Объектом данного правонарушения является соблюдение законности при производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве. Форма совершения выражается в действии, состав является формальным.

Место совершения правонарушения - место дачи заведомо ложных показаний свидетеля, пояснений специалиста, заключения эксперта, осуществления заведомо неправильного перевода.

Объективная сторона административного проступка заключается в предоставлении вышеуказанными лицами заведомо ложной информации при производстве по делу. Правонарушение совершается умышленно.

Таким образом, свидетель по делу об административном правонарушении может быть привлечен к ответственности сотрудниками военного комиссариата в двух случаях при совершении двух разных правонарушений, предусмотренных статьями 17.7 *(9) и 17.9 КоАП РФ.

Доказательствами совершения данного административного проступка могут быть:

объяснения лица, привлекаемого к ответственности;

материалы дела об административном правонарушении, в которых зафиксирована заведомо ложная информация, полученная от субъекта правонарушения (например, протокол опроса свидетеля);

документы, иные материалы, опровергающие информацию, сообщенную субъектом правонарушения, и дающие основания сделать вывод, что в ней содержалась заведомая ложь.

Еще одна санкция КоАП РФ, применение которой связано с процессуальной деятельностью сотрудников военных комиссариатов, закреплена в статье 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения".

"Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей".

Данная норма устанавливает ответственность за невыполнение требований статьи 29.13 КоАП РФ, которая гласит:

"1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление".

Военные комиссары, начальники отделов (отделений) военного комиссариата вправе вносить данные представления в организации, должностные лица которых нарушили требования статей 19.25, 21.1, 21.3-21.4 КоАП РФ и были привлечены за это к административной ответственности.

"Непосредственным объектом противоправного посягательства является деятельность судьи, органа, должностного лица, установивших при рассмотрении дела причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, и направивших соответствующие представления в органы, организации, должностным лицам"*(10).

Форма совершения выражается в бездействии, состав - формальный.

Местом совершения правонарушения является место нахождения должностного лица, организации, которому (в которую) было внесено представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Объективная сторона данного деяния заключается в игнорировании соответствующей организацией или должностным лицом представления военного комиссара, начальника отдела (отделения) военного комиссариата, рассмотревшего дело об административном правонарушении и установившего причины и условия, способствовавшие нарушению закона. Противоправное бездействие состоит в следующем:

а) в нерассмотрении представления в течение месяца со дня его поступления;

б) в непринятии мер, необходимых для устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

в) в несообщении о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление*(11).

Субъектом указанного правонарушения является должностное лицо.

Правонарушение совершается умышленно.

Доказательствами при производстве по делу могут быть:

объяснения лица, привлекаемого к ответственности;

представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения;

расписка о получении представления лицом, уполномоченным сотрудником организации, которому (в которую) оно внесено, либо квитанция о направлении представления заказным письмом, уведомление о получении;

ответ на представление без указания принятых мер;

ответ на представление, исполненный позже чем в течение месяца со дня поступления данного представления;

в случае отказа лица, которому адресовано представление, от его получения - соответствующий акт, подписанный двумя свидетелями.

Таким образом, должностные лица военных комиссариатов наделены значительным объемом полномочий, необходимых для соблюдения принципов законности и неотвратимости наказания при производстве по делам об административных правонарушениях. В этот перечень входят меры процессуального обеспечения и меры санкционного характера, предусматривающие привлечение к ответственности лиц, препятствующих административному производству.

Реализация данных полномочий осуществляется в рамках совместной работы с органами полиции и мировыми судами. Инициатива организации взаимодействия лежит на сотрудниках военных комиссариатов, а его эффективность в первую очередь зависит от качества оформления ими процессуальных документов и настойчивости в доведении правоприменительной деятельности до конечного результата.


Приложение 1


Угловой штамп
военного комиссариата                    Начальнику отдела полиции N____
                                         _______________________________
                                         _______________________________

Поручение о доставлении


В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, статьями 26.9, 27.2 КоАП РФ, в целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью ___ статьи ___ КоАП РФ, прошу установить местонахождение гражданина ___________, 19 __ года рождения, зарегистрированного по адресу: ______________, и осуществить его доставление в отдел полиции N ___ в трехдневный срок с момента получения данного поручения.

О доставлении гражданина прошу незамедлительно проинформировать меня по телефону _________ для направления должностного лица военного комиссариата, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

Приложение: данные о лице, подлежащем доставлению (копия из паспорта/копия первой страницы учетной карты призывника).


Наименование должностного лица


Инициал имени, фамилия


М.П.


исп. ____________________

тел. ____________________


Приложение 2


Определение о приводе
физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении
N ___


"   "               20                              г.
 ---  -------------    ---                             -----------------
                                                       (место вынесения)
------------------------------------------------------------------------
      (должностное  лицо,  в  производстве  которого  находится  дело
               об  административном  правонарушении)

------------------------------------------------------------------------
   ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении
   N ____ в отношении гражданина (гражданки):

Фамилия, имя, отчество ______________________________________________

Дата и место рождения _______________________________________________

Паспорт ________________ N _______________ выдан ___________________

Место работы, должность _____________________________________________

Место жительства ___________________________________________________

Семейное положение ________________________________________________

По части ___ статьи ________________ КоАП РФ,


Установил:


-------------------------------------------------------------------------
   (излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела,
    и основания обязательного участия лица в рассмотрении дела)

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.11, частью 3 статьи 25.1, статьей 27.15, частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ,


Определил:


-------------------------------------------------------------------------
           (указать орган внутренних дел по месту нахождения лица,
                         подлежащего приводу)

-------------------------------------------------------------------------

осуществить привод
                   ------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
      (указывается лицо, подлежащее приводу, и адрес места жительства)

в отдел военного комиссариата
                              -------------------------------------------
                                           (наименование, адрес)

-------------------------------------------------------------------------
                                (дата и время)

для рассмотрения дела об административном правонарушении N 
                                                           ------

Наименование должностного лица


Инициал имени, фамилия


М.П.


Определение о приводе мне предъявлено "___" ________ 20__ г.

------------------------------------------   ----------------------------
   (подпись лица, подвергнутого приводу)          (инициалы и фамилия)

Гражданин от подписи отказался
                               ------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
              (Ф.И.О., подпись сотрудника, осуществившего привод)

Приложение 3


Угловой штамп
военного комиссариата                    Начальнику отдела полиции N____
                                         _______________________________
                                         _______________________________

Поручение о приводе


В соответствии с частью 3 статьи 25.1, пунктом 2 части 2 статьи 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направляю Вам определение о приводе физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Гражданин ______________________ 19 ____ года рождения, от явки на рассмотрение дела об административном правонарушении N _____ в отдел военного комиссариата _________________ уклоняется. Явка гражданина признана обязательной в целях полного и всестороннего выяснения обстоятельств дела, получения от него объяснений и исследования представленных им документов. В связи с вышеизложенным рассмотрение дела отложено до обеспечения приводом явки гражданина.

Прошу доставить приводом гражданина _________________, проживающего по адресу: _______________________________, в отдел военного комиссариата _________________________________ 20 ____ года к ____ часам ____ минутам.


Приложение: определение о приводе физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении N _____ от _____________ 20 ____ года (на 1 листе).


Наименование должностного лица


Инициал имени, фамилия


М.П.


исп. ____________________

тел. ____________________


Приложение 4


Об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении
N ___


"   "               20                              г.
 ---  -------------    ---                             -----------------
                                                       (место вынесения)
------------------------------------------------------------------------
      (должностное  лицо,  в  производстве  которого  находится  дело
               об  административном  правонарушении)

------------------------------------------------------------------------
об административном правонарушении N ___ в отношении ______________
по части _______ статьи _________ КоАП РФ,

Установил:


Необходимость получения имеющих значение для дела об административном правонарушении сведений в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 26.10 КоАП РФ,


Определил:


------------------------------------------------------------------------
   (указывается наименование, органа, организации, лица, у которого
                      истребуются сведения)

------------------------------------------------------------------------
в трехдневный срок с момента получения определения представить по адресу:

------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------

следующие сведения (заверенные копии документов):
                                                  ----------------------
------------------------------------------------------------------------

В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ при невозможности представления указанных сведений в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее данное определение, с указанием причин непредставления.

Неисполнение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по статье 17.7. КоАП РФ "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении".


Наименование должностного лица


Инициал имени, фамилия


М.П.


Отметка о дате вручения (направления по почте) определения:

------------------------------------------------------------------------
Определение получил(а):
                        -------------------------   --------
                        (фамилия, имя, отчество)      (дата)

                        -------------------
                             (подпись)

Я.О. Соколов,

старший помощник по правовой работе начальника отдела

военного комиссариата Ростовской области

по Пролетарскому и Первомайскому районам

г. Ростова-на-Дону


"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2014 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В отдельных случаях, не связанных с практикой военных комиссариатов, - орудий совершения правонарушения.

*(2) "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы".

*(3) Куратов А.А. Организация меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде принудительного привода // Административное право и процесс. 2011. N 6.

*(4) Определение Конституционного Суда Российской Федерации "По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации" от 17 января 2012 г. N 149-О-О.

*(5) Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учеб.-практ. пособие / под ред. С.Е. Чаннова.

*(6) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 г. // Бюл. Верховного Суда Рос. Федерации. 2006. N 3. 

*(7) Согласно части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".

*(8) Такой же порядок распространяется на совершивших данное правонарушение специалиста, эксперта, переводчика. Но необходимо отметить, что в делах об административных правонарушениях, рассматривающихся в военных комиссариатах, данные лица, как правило, участия не принимают.

*(9) См. таблицу 1.

*(10) Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Н.Г. Салищевой. М., 2011.

*(11) Там же.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Полномочия должностных лиц военных комиссариатов по обеспечению законности при производстве по делам об административных правонарушениях


Автор


Я.О. Соколов - старший помощник по правовой работе начальника отдела военного комиссариата Ростовской области по Пролетарскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону


"Право в Вооруженных Силах", 2014, N 8