Ошибки при установлении критериев оценки заявок
В конкурсной документации рекомендуется предусматривать показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки. Рассмотрим некоторые особенности определения критериев, поскольку о проблемах с оценкой заявок свидетельствуют многочисленные жалобы, а также предписания антимонопольных органов.
Конкурсная комиссия оценивает заявки участников на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе*(1)). Победителем признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе указанных критериев (п. 8 ст. 53 Закона о контрактной системе). Поэтому конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок участников и величины значимости этих критериев (п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе при выявлении лучших из предложенных условий исполнения контракта, а также при установке предельных величин значимости каждого критерия оценки заявок и окончательных предложений участников заказчик руководствуется Правилами оценки заявок*(2).
Предусмотрены стоимостные и нестоимостные критерии оценки. Согласно п. 4 Правил оценки заявок к стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта); предложение о сумме расходов заказчика (по энергосервисному контракту). Нестоимостные критерии оценки включают: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 и 11 Правил оценки заявок в документации о закупке могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по этим критериям. Для анализа предложений по каждому критерию используется 100-балльная шкала оценки.
Если критерий оценки содержит показатели, то в документации о закупке для каждого показателя должна быть установлена значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка. Также устанавливается формула расчета количества баллов, присуждаемых по этим показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки (интервалы их изменений или порядок их определения). Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100%. Например, критерий "Квалификация участников закупки" может содержать следующие показатели: "Опыт оказания услуг в данной сфере" (40% значимости), "Квалификация основных специалистов" (40% значимости), "Деловая репутация участника" (20% значимости).
Рассмотрим два решения антимонопольного органа по вопросу о правильности установления критериев оценки.
Решение Воронежского УФАС от 05.05.2014 по делу N 121-з
Участник открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт обратился в территориальную ФАС с жалобой на действия заказчика в части несоблюдения законодательства о закупках.
Порядок оценки конкурсных заявок содержался в приложении к конкурсной документации. Согласно указанному порядку оценка по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержала показатель "качество услуг".
Качество услуг учитывалось на основе пояснительной записки участника, содержащей детальное описание оказываемых услуг (подробное предложение по реализации комплекса мероприятий с указанием состава и содержания оказываемых услуг, последовательности и сроков выполнения мероприятий, применяемых подходов к организации оказания услуг, состава исполнителей, задействованных в каждом мероприятии). Наилучшему предложению присваивалось 60 баллов. Если предложение отсутствовало или уступало наилучшему, оно получало 0 баллов.
В рассматриваемом случае заказчик установил критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", показатель "квалификация участников закупки", но не предусмотрел величины значимости для каждого из них, что было расценено антимонопольным органом как нарушение ч. 4 ст. 32 и ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленный по данному критерию порядок оценки не позволял объективно выставить заявкам баллы в связи с тем, что невозможно было определить, по каким параметрам оценивается пояснительная записка для признания ее наилучшей - заказчик не предусмотрел шкалу значений, по которой происходила бы оценка той или иной пояснительной записки.
Антимонопольный орган указал, что разработанный таким образом порядок оценки не предоставлял участникам возможности подготовить предложение по качеству услуг, которому конкурсной комиссией не было бы присвоено 0 баллов.
Решение ФАС РФ от 24.07.2014 по делу N К-1094/14
Заказчик в конкурсной документации по критерию "квалификация участника закупки" установил показатель "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", в котором было только требование к уровню квалификации: наличие высшего образования (юридическое, экономическое, техническое).
Конкурсная комиссия пришла к выводу, что установленный способ оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления баллов от предоставляемых участниками закупок сведений.
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации" N 11, ноябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"