Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: Закрытое акционерное общество (ЗАО) до сих пор не сменило организационно-правовую форму. ЗАО самостоятельно ведет реестр акционеров. Нужно ли менять организационно-правовую форму ЗАО в связи с изменениями, внесенными в ГК РФ? Необходимо ли передавать ведение реестра акционеров регистратору? Какая ответственность предусмотрена в случае, если данные действия не будут совершены? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)

Закрытое акционерное общество (ЗАО) до сих пор не сменило организационно-правовую форму. ЗАО самостоятельно ведет реестр акционеров.

Нужно ли менять организационно-правовую форму ЗАО в связи с изменениями, внесенными в ГК РФ? Необходимо ли передавать ведение реестра акционеров регистратору? Какая ответственность предусмотрена в случае, если данные действия не будут совершены?


1. С 1 сентября 2014 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ введено дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ. При этом публичным является акционерное общество, акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Непубличным акционерным признается общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное), а также принять решение о необходимости изменения организационно-правовой формы. Поскольку ЗАО не вправе производить открытую подписку (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон N 208-ФЗ), то данный тип обществ "превращается по умолчанию" в непубличные общества*(1).

Обратите внимание, что проведение реорганизации, ликвидации или "перерегистрации" юридических лиц в связи со вступлением в силу Закона N 99-ФЗ не требуется (ч. 10 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Согласно положениям Закона N 99-ФЗ ЗАО просто должны будут внести необходимые изменения в свои уставы для приведения их в соответствие с требованиями законодательства. При этом сроки внесения изменений в устав и наименование общества законом не установлены. Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При этом вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации (свидетельства о регистрации права и т.п.), в связи с изменением наименования не требуется. В настоящий момент законодательством не предусмотрена ответственность в том случае, если ЗАО еще не внесло изменения в учредительные документы с целью приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ).

2. Согласно п. 2 ст. 44 Закона N 208-ФЗ акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества. В соответствии с п. 2 ст. 149 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ, далее - Закон N 142-ФЗ) ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим лицензию, предусмотренную Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона N 142-ФЗ акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Закона (то есть на 1 октября 2013 г.) были держателями реестров акционеров этих обществ, как это позволяет п. 3 ст. 44 Закона N 208-ФЗ, сохраняли право вести указанные реестры в течение года, то есть до 1 октября 2014 г., после чего обязаны были передать ведение реестра лицу, имеющему лицензию на осуществление данного вида деятельности. Иными словами, по истечении указанного периода все акционерные общества, независимо от количества акционеров, обязаны были передать ведение реестра регистратору.

В п. 2 письма Банка России от 31.07.2014 N 015-55/6227 (далее - Письмо) указано, что в случае неисполнения обязанности по передаче реестра регистратору общества будут нести правовой риск привлечения к административной ответственности за незаконное ведение реестра в соответствии с ч. 2 ст. 15.22 КоАП РФ. В частности, незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.*(2)

Кроме того, пунктом 3 ст. 53 ГК РФ и пунктом 1 ст. 71 Закона N 208-ФЗ предусмотрена обязанность органов управления общества действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно. На основании п. 2 ст. 71 Закона N 208-ФЗ возможно привлечение к ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), временного единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющей организации или управляющего за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. В силу п. 5 ст. 71 Закона N 208-ФЗ в суд с иском о возмещении обществу причиненных убытков вправе обратиться общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества.

Также за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, результатом которого явилось причинение крупного ущерба (ущерба, превышающего в сумме один миллион рублей), предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 185.2 УК РФ в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

Отметим, что при смене держателя реестра акционеров акционерное общество обязано подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001 (пп. "д" п. 1 и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

При этом, поскольку данные о держателе реестра акционеров не подлежат обязательному включению в устав акционерного общества*(3), полагаем, что при смене реестродержателя внесения изменений в учредительные документы акционерного общества не требуется, следовательно, и приведение учредительных документов в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ можно отложить.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Счетчикова Валерия


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим


25 ноября 2014 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) При этом ЗАО вправе указать в своем фирменном наименовании и в уставе, что оно является публичным обществом, если в планы общества входит проводить открытую подписку на свои ценные бумаги (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

*(2) При определенных обстоятельствах административное правонарушение может быть признано малозначительным. В этом случае суд, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

*(3) Пунктом 3 ст. 11 Закона N 208-ФЗ установлен открытый перечень сведений, которые должны содержаться в уставе общества. Ни приведенная норма, ни иные положения законодательства не требуют включения в устав общества сведений о лице, которое осуществляет ведение реестра общества. Однако наличие в уставе таких сведений закону не противоречит (абзац тринадцатый указанного пункта).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.