Решение Федеральной налоговой службы от 21 января 2014 г. N 162
Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации получена апелляционная жалоба Х (далее - налогоплательщик, заявитель, Учреждение) на решение Межрайонной ИФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2013.
В ходе рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), установлено следующее.
При проведении камеральной налоговой проверки уточненной (номер корректировки - 2) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года, представленной налогоплательщиком 24.06.2013, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, о чем в порядке ст. 100 НК РФ составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.10.2013.
На основании ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 25.11.2013 о привлечении Учреждения за совершение налогового правонарушения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 3500 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения).
По результатам проверки налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 35924 руб. и начисленные в соответствии со ст. 75 НК РФ пени в сумме 3651,96 руб.
Считая принятое налоговым органом решение не соответствующим нормам законодательства о налогах и сборах, заявитель обжаловал его в установленном ст. 139 НК РФ порядке путем подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, в которой просит вышестоящий налоговый орган отменить решение инспекции.
Как установлено из материалов дела, Учреждением в представленной декларации отражены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), на основании пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (код операции 1010245 "Реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений"). По данным декларации стоимость оказанных в 3 квартале 2012 года вышеуказанных услуг составляет 199580 руб.
Установив отсутствие у налогоплательщика лицензии на образовательную деятельность, налоговый орган пришел к выводу о неправомерном освобождении оказанных Учреждением образовательных услуг от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в связи с чем доначислил налог в сумме 35924 руб. (199580 руб. * 18%).
Заявитель в представленной жалобе указывает на обстоятельства, послужившие основанием для невыдачи лицензии, а также полагает, что осуществляемая им деятельность по дополнительному образованию детей не подлежит обязательному лицензированию.
Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, рассмотрев апелляционную жалобу, оценив и исследовав материалы камеральной налоговой проверки, сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также по передаче имущественных прав.
В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
В силу п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1, 3 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Законом N 3266-1 собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п. 4 ст. 12 Закона N 3266-1).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 3266-1 образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств), профессиональные (основные и дополнительные) и программы профессиональной подготовки.
Согласно ст. 26 Закона N 3266-1 дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности;
в научных организациях.
Пунктом 1 ст. 27 Закона N 3266-1 предусмотрено, что образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения или научной организации.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных ст. 27 Закона N 3266-1. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензия имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в п. 3 ст. 33.1 Закона N 3266-1 (п. 1, 2 и 6 ст. 33.1 Закона N 3266-1).
В соответствии с пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 2.1 Устава Х установлено, что основной целью Учреждения является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, путем реализации дополнительных образовательных программ.
Учреждение реализует программы дополнительного образования по подготовке детей в области изучения иностранных языков (английский, немецкий, французский, норвежский). Учреждение может реализовывать программы в области изучения иностранных языков (английский, немецкий, французский, норвежский) для иных лиц, заинтересованных в их изучении. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с разработанными образовательными программами различной направленности (п. 3.1 и 3.3 Устава).
Согласно п. 3.9, 3.11 и 3.12 Устава учебный процесс осуществляется в течение всего календарного года. Продолжительность обучения на каждом этапе составляет не менее 1 года и зависит от учебной программы преподаваемой дисциплины. Промежуточная аттестация в Учреждении осуществляется в форме зачетов и экзаменов как в устной (билет) так и в письменной (тест) форме в соответствии с учебным планом. Обучение заканчивается квалификационными зачетами или экзаменами в соответствии с учебным планом и спецификой преподаваемого предмета. Обучающимся, сдавшим квалификационные зачеты или экзамены, выдается свидетельство о присвоении квалификации.
Таким образом, деятельность налогоплательщика по дополнительному образованию детей осуществляется путем реализации образовательных программ, сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, в связи с чем такая деятельность подлежит обязательному лицензированию, что также указано в п. 1.12 Устава Учреждения.
Поскольку заявителем не отрицается отсутствие у него лицензии на образовательную деятельность, то приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают вывод инспекции о неправомерном освобождении оказанных Учреждением образовательных услуг от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в результате чего Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 140 НК РФ, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации принимает решение:
Апелляционную жалобу Х на решение Межрайонной ИФНС России по субъекту Российской Федерации о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2013 оставить без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ решение Межрайонной ИФНС России по субъекту Российской Федерации о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2013 вступает в силу с даты принятия настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 21 января 2014 г. N 162 Порядок применения льготы по НДС (код операции 1010245)
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров