Решение Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2014 г. N 215
Управлением Федеральной налоговой службы (далее - Управление) получена жалоба Индивидуального предпринимателя Х на решение Межрайонной ИФНС России от 25.08.2014 "О проведении выездной налоговой проверки".
В своей жалобе Индивидуальный предприниматель (далее - ИП Х, Заявитель) указывает, что в соответствии со ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п.3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно абз. 5 п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в случае изменения сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения. Таким образом, у индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность сообщать о смене места жительства в регистрирующий орган.
ИП Х 09.07.2014 сменил прежнее место жительства по адресу N 1 на новое место жительства N 2, что подтверждается соответствующим штампом в паспорте.
Следовательно, с учетом положений ст. 85 НК РФ в срок не позднее 25.07.2014 Инспекция обязана была внести в ЕГРИП соответствующую запись и переслать дело в Межрайонную ИФНС России N 1 (далее - Инспекция N 1).
При указанных обстоятельствах Межрайонная ИФНС России N 2 (далее - Инспекция N 2) не уполномочена была 25.08.2014 выносить Решение в отношении ИП Х, который на указанную дату изменил свое место жительства.
Кроме этого, Заявитель в жалобе отмечает, что не был уведомлен о принятии решения о проведении проверки, поскольку решение направлено почтовой связью по старому месту жительства налогоплательщика, в указанное время ИП Х находился за пределами территории РФ и вернулся только 01.09.2014.
Кроме этого, в жалобе отмечено, что решение о проведении проверки должно содержать обязательные сведения.
Заявитель со ссылкой на письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" указывает, что в случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица.
В нарушение указанного письма Инспекцией N 2 в состав проверяющей группы не включен представитель Инспекции N 1.
По итогам рассмотрения жалобы с учетом сложившейся судебной практики, писем ФНС России, а также представленных Инспекцией N 1 документов, требования Заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "д" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
В случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения (п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Согласно п. 4 ст. 22.2 указанного закона в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
На основании п.1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства. Одной из форм налогового контроля состоящих на учете индивидуальных предпринимателей является выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя вправе проводить налоговый орган по месту его постановки на налоговый учет.
В соответствии с п. 1 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица, в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту жительства физического лица.
Пунктом 3 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях об индивидуальном предпринимателе подлежат учету налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Положениями п. 4 ст. 84 НК РФ установлено, что налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. По общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.
В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.
Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства. Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Таким образом, в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит и проверку проводит налоговый орган по прежнему месту его жительства.
Как следует из выписки из ЕГРИП, Инспекцией N 2 28.08.2014 внесены изменения в реестр о смене места жительства ИП Х и в тот же день Заявитель снят с налогового учета.
Решение о проведении выездной проверки Инспекцией N 2 принято 25.08.2014, то есть в период, когда Заявитель состоял на налоговом учете в данной Инспекции.
Тот факт, что органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), в нарушение п. 3 ст. 85 НК РФ не предоставили в налоговый орган в десятидневный срок сведения о смене места жительства ИП Х и снятие с налогового учета произведено Инспекцией N 2 на основании личного обращения Заявителя, не имеет правового значения для решения вопроса о правомерности принятия обжалуемого Решения.
Из вышеизложенных положений налогового законодательства следует, что существенное значение имеет момент внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства.
Следовательно, в соответствии с данными государственного реестра местом жительства Заявителя для целей налогового контроля и местом его налогового учета по состоянию на 28.08.2014 являлся.
При таких обстоятельствах Инспекция N 2, действуя в рамках своей компетенции, правомерно на основании ст. 89 НК РФ приняла обжалуемое Решение.
Довод ИП Х о том, что он не уведомлен о принятии Решения, не подтвержден документально.
В соответствии с пп. 12 п. 1 Письма Федеральной налоговой службы от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику. В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика.
Инспекцией N 2 27.08.2014 по почте заказным письмом в адрес Заявителя направлено Решение и Требование от 25.08.2014 "О предоставлении документов" со сроком представления 17.09.2014, что подтверждается реестром об отправке.
Решение и Требование получены по доверенности ФЛ 1 03.09.2014 и 29.08.2014, что подтверждается подписью в почтовых уведомлениях.
Кроме того, факт того, что ИП Х. было известно о проведении в отношении него выездной налоговой проверки, подтверждается следующим:
- в соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая поверка в отношении ИП Х проводилась на территории, где Заявитель осуществляет свою деятельность по адресу N 1. Проверка начата 25.08.2014, окончена 24.11.2014.
- копии документов по требованию от 25.08.2014 N 121 ИП Х представлены своевременно - 16.09.2014.
Управлением признан несостоятельным довод ИП Х о том, что Инспекция N 2 в нарушение письма ФНС России не включила в состав проверяющей группы представителя Инспекции N 1.
В соответствии с пп. 12 п. 1 Письма Федеральной налоговой службы от 25.07.2013 NАС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" в случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица. С указанной целью налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, подготавливает и направляет запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика-организации.
Инспекция N 2 письмом от 15.09.2014 N 07-32/2470 сообщила Инспекции
N 1 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ИП Х, указав на необходимость оказания содействия в проведении мероприятий налогового контроля в связи с миграцией налогоплательщика по адресу N 2.
Инспекцией N 1 18.09.2014 представлена информация о том, что для проведения выездной налоговой проверки ИП Х. выделен старший государственный налоговый инспектор ФЛ 2.
Согласно пп. 12 п. 1 Письма Федеральной налоговой службы от 25.072013 NАС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" при необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, принимается решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.
Инспекцией N 2 20.11.2014 в связи с включением в проведение выездной налоговой проверки ИП Х сотрудника Инспекции N 1 принято решение о внесении дополнений (изменений) в решение от 25.08.2014 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ИП Х Данное решение получено 24.11.2014 представителем по доверенности от 07.10.2013 Х.
В своей жалобе ИП Х обращает внимание, что Решение должно содержать в том числе должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Пунктом 2 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Управление, проанализировав обжалуемое решение, установило, что оно соответствует утвержденной форме. В нем содержаться все сведения, предусмотренные положениями Налогового кодекса, в том числе указано, что проведение проверки поручено:
- ФЛ 3, Межрайонной ИФНС России N 2, советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;
- ФЛ 4 государственному налоговому инспектору Межрайонной ИФНС России.
При таких обстоятельствах Управлением не установлено в действиях должностных лиц Инспекции нарушений норм НК РФ, которые являются основанием для отмены Решения от 25.08.2014 "О проведении выездной налоговой проверки".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.140 Налогового кодекса РФ, Управлением ФНС России
РЕШЕНО:
Жалобу Индивидуального предпринимателя Х на решение Межрайонной ИФНС России N 2 от 25.08.2014 "О проведении выездной налоговой проверки", оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2014 г. N 215 На решение о проведении выездной налоговой проверки
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров