Доверенностью, выданной директору филиала федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ), предусмотрено право передоверия отдельных полномочий. Директор филиала наделен правом заключать контракты от имени учреждения.
Имеет ли право директор филиала ФГБУ, действующий на основании доверенности, передоверить своему заместителю право подписи финансовых документов и договоров, утверждения конкурсной документации и счетов? Необходимо ли оформлять на заместителя директора доверенность, или достаточно приказа?
В силу п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица, в том числе и бюджетного учреждения, вправе совершать его орган или лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью. Из этих норм, а также из п. 1 ст. 28, ст.ст. 29 и 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что представлять интересы учреждения на основании его устава может непосредственно руководитель учреждения в пределах своей компетенции. Все иные лица, включая директора филиала (п. 3 ст. 55 ГК РФ), вправе действовать от имени учреждения, в том числе подписывать акты выполненных работ, накладные на получение товара, а также платежные документы только при наличии соответствующего полномочия, основанного на доверенности.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие (п. 1 ст. 187 ГК РФ).
По смыслу указанных норм передоверие возможно в отношении тех действий, на совершение которых уполномочен сам представитель. Следовательно, если в приведенной ситуации доверенность директору филиала выдана с правом передоверия, он вправе уполномочить своего заместителя на совершение всех или части действий, предусмотренных основной доверенностью (смотрите также п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На практике полномочия руководителя зачастую возлагаются на заместителя (заместителей) не путем оформления доверенности, а путем издания приказа по организации. Строго говоря, приказ - это локальный нормативный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. Однако в ряде случаев суды признают такой документ (приказ) надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. То есть наделить лицо определенными полномочиями можно не только документом, именуемым "доверенность", но и документом, названным "приказ", в котором должны быть отражены все те условия, которые в силу ст. 185 ГК РФ обязательны для доверенности. Такой подход, в целом, и ранее поддерживался судебной практикой (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99, ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10435/07). В настоящее же время возможность отражения полномочий для представительства перед третьими лицами не только в доверенности, но и, в частности, в договоре между представителем и представляемым либо в решении собрания предусмотрена п. 4 ст. 185 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2013 года).
В правоприменительной практике можно встретить примеры признания возможным возложения на лицо, не являющееся единоличным исполнительным органом общества, полномочий действовать от имени общества без доверенности по определенным вопросам (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2005 N Ф02-4967/05-С2, Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 N 10АП-3685/12, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 20.12.2012 N Ф05-14237/12 по делу N А41-39101/2011). Однако следует учитывать, что из содержания упомянутого выше п. 4 ст. 185 ГК РФ не следует, что перечень документов, которые могут приравниваться к доверенности, не является открытым, а приказ в них не упомянут. Более того, согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, через своих представителей, полномочия которых должны подтверждаться доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Поэтому нельзя исключать вероятности и такого подхода, согласно которому приказ не может рассматриваться как документ, свидетельствующий о наличии у указанного в нем лица полномочий представителя (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа: от 16.11.2010 N КГ-А40/10694-10 и от 29.12.2008 N КГ-А40/12534-08-П). В связи с этим, как нам представляется, в отношениях с третьими лицами полномочия лица, представляющего организацию, в приведенной ситуации целесообразно подтверждать именно доверенностью (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 29.06.2010 N КГ-А40/4332-10 по делу N А40-127493/09-102-952, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 N 13АП-1037/2011).
По общему правилу согласно п. 3 ст. 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Однако указанное правило не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия руководителями филиалов. Соответственно, такая доверенность может быть оформлена в простой письменной форме.
Как уже отмечено, в доверенности, выдаваемой в порядке передоверия директором филиала, могут быть перечислены любые полномочия в пределах тех, что предусмотрены основной доверенностью (включая право подписи финансовых документов, договоров, утверждение конкурсной документации, счетов и т.п.). При этом для возникновения у заместителя директора филиала бюджетного учреждения полномочий на подписание платежных документов учреждения необходимо внести соответствующие сведения о нем и образец его подписи в карточку образцов подписей, которая подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (либо иными уполномоченным руководителем учреждения лицами) и представляется учреждением в орган Федерального казначейства (п. 15 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, а также Приложение N 3 к нему). В заключение отметим, что право использования электронной подписи директора филиала не может быть передано им по доверенности. Если упомянутые в вопросе документы подписываются с использованием электронной подписи, для заместителя директора филиала необходимо получить отдельную электронную подпись либо сертификат ключа проверки электронной подписи.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
23 июня 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.